Интеллектуальный закон малых чисел для школ мысли по Рэндаллу Коллинзу

«Структура интеллектуальной жизни управляется принципом: число активных школ мысли, которые воспроизводятся в течение более чем одного или двух поколений в аргументативном сообществе, колеблется примерно от трёх до шести.

Существует жесткий нижний предел; творчество вряд ли может появиться в отсутствие соперничающих позиций, и почти всегда в любом творческом периоде присутствуют по меньшей мере три такие позиции. Есть также верхний предел; если где-либо имеется больше, чем четыре или шесть отчетливых позиций, большинство из них не передаётся в последующих поколениях.

Данный принцип имеет временную динамику. Позиции появляются и исчезают, становятся сильнее и слабее у последователей. Над этими флуктуациями царит закон малых чисел. Сильные позиции (господство которых утверждается мощной внешней поддержкой) подразделяют последующие поколения примерно на четыре или пять фракций. С другой стороны, слабые позиции (со слабой или находящейся в упадке внешней организационной основой) исчезают или сливаются с другими через синкретизм или синтез.

Мы можем сюда добавить королларий: ещё одна причина ослабления позиции состоит в том, что общее пространство внимания переполняется, нарушая таким образом верхние пределы закона малых чисел. Это также побуждает снижать число позиций через синтез.

Почему вообще такой паттерн должен существовать?

В данном вопросе несколько аспектов. Один из них структурный: почему число самостоятельных групп должно быть от трёх до шести? Есть также динамический аспект: почему школы растут и приходят в упадок? И наконец, совмещая оба этих аспекта: когда школы действительно растут и приходят в упадок, почему они разделяются или сливаются?

На структурный вопрос частично уже дан ответ. Нижний предел существует, поскольку интеллектуальное творчество является конфликтным процессом. Если вообще происходит  какое-либо творчество, то в интеллектуальном мире должна быть такая организационная основа, в которой существует, как минимум, две позиции, а фактически обычно присутствует по меньшей мере три. Если можно иметь более одной позиции, тогда третья, по крайней мере, всегда представляется доступной: интеллектуальная стратегия, которую можно назвать «чума на оба ваших дома», является весьма выигрышной и живучей.

Верхний предел также задается структурой конфликта. Хотя новые позиции во многом структурированы отрицанием существующих позиций, любой отдельный философ нуждается в союзниках, если его или её позиция должна передаваться кому-либо ещё или транслироваться в поколениях. Таким образом, появление новых позиций сверх того уровня, при котором группы могут быть еще относительно большими и видимыми (т. е. свыше шести), является самообманом. Это не означает, что не может быть периодов, когда позиции множатся вплоть до очень большого количества. Соответствующее число было опасно большим в поколении Платона в Греции, когда вдобавок к Академии существовали также школы Мегары, Кирены, Элиды, Абдеры, Кизика, появляющееся движение скептиков, риторическая школа Исократа и остатки пифагорейцев.

Но большинство этих групп выпало в течение одного или двух поколений, восстановив структурный предел от трёх до шести.

Конфликт сам себя ограничивает.

Рэндалл Коллинз, Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения, Новосибирск, «Сибирский хронограф», 2002 г., с. 144-146.