Неформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
Отдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Проекты создания творческих коллективовПроекты создания новых творческих коллективов
X
Неформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
Отдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Проекты создания творческих коллективовПроекты создания новых творческих коллективов
X
Мы заседали, а время бежало,
Тело слабело, душа приустала,
Каждый немало теорий создал,
Только никто наших книг не читал.
Есть у нас мифы и есть у нас Боги,
Есть ритуал, и достаточно строгий:
Сделать доклад - не лужок перейти,
Надо эпиграф хороший найти.
Много заслуг, что в стихах не воспеты.
Где же вы, барды, и где вы, поэты?
Время идёт, и всё больше забот:
Кто ж эпитафию нам подберёт?
Из гимна семинара начала 70-х годов.
«История нашей философской мысли эпохи тоталитаризма многослойна и многопланова. Существовала так называемая официальная философия, которая тиражировалась, навязывалась, фиксировалась в учебных программах, «развивалась» от съезда к съезду. Но за этим парадным подъездом, наглухо закрытым для живой мысли, скрывалось огромное здание, где люди разбредались по своим этажам и квартирам, чтобы жить более или менее нормальной жизнью.
Здесь в конце 50-х и в 60-е годы процветали домашние семинары, формировались направления и школы и накапливалось то содержание, которое и сейчас составляет наш реальный багаж. Восстановить историю этой «теневой» философии иногда достаточно сложно, но важно, ибо в противном случае возникает «иллюзия парадного подъезда».
Новосибирский семинар по философии науки начал работать в ноябре 1963 г. в Академгородке СО АН и существовал с небольшими перерывами до конца 70-х годов, объединяя группу людей, в той или иной степени противостоящих тогдашней традиционной философии. Собирался семинар и в более поздние годы, но в основном уже только эпизодически.
Нельзя сказать, что мы, создавая семинар, вообще отвергали марксизм, - ни в коем случае, мы просто хотели творчески работать без оглядки на опротивевшие догмы. Думаю, что именно неприятие догмы как таковой и было для нас в первую очередь объединяющим началом. Догмы не только вызывали протест самим фактом своего существования, они были уже достаточно дискредитированы после разоблачения так называемого культа личности, если не теоретически, то морально.
Молодой Академгородок тогда еще горел энтузиазмом и бурлил спорами и обсуждениями. Ещё не было «остепенённости» и сановности, собственных автомашин и садовых участков, зачастую не было кабинетов и приемных. Социальные программы не безразличны к тем физическим условиям, в которых они реализуются. В начале 60-х годов, на первых этапах формирования Сибирского отделения Академии Наук целый институт мог располагаться в одной комнате или в квартире жилого дома, и это создавало условия для тесных контактов и общения ученых всех рангов, от академика до младшего научного сотрудника.
Иными словами, теснота чисто физического характера приводила к разрушению социального дистанцирования. Всё это толкало к творческому поиску и вызывало романтические настроения. Я уже не говорю о том, что всё мы были достаточно молоды, верили в своё предназначение и полагали, что живём во втором Гёттингене, где на единицу площади приходится максимальное количество мыслящего серого вещества. Только позднее выросли здания институтов, и директор стал уже почти недоступен для рядового сотрудника, служебная иерархия получила возможность реализовать себя в полной мере.
Имел место ещё один фактор, который в значительной степени определял и наши настроения, и лицо семинара: мы жили в плотном окружении математиков и естествоиспытателей, они задавали нам образцы, они нередко выступали и как наши судьи. Мы жили под моральным гнётом прежних грехов нашей традиционной философии с её нападками на генетику, квантовую механику, теорию относительности и кибернетику. Помню, в самом начале 60-х годов А.А. Ляпунову на одном из его выступлений задали вопрос: «А каковы задачи философии в области кибернетики?» Ляпунов ответил быстро и кратко: «Нe мешать!»
Правда, около года спустя он, выступая перед молодёжью, уже говорил о необходимости исследований в области методологии науки. Позднее он всячески поддерживал наш семинар, одно из заседаний которого даже проходило у него дома. И всё же, хотя мы и не были лично ответственны за мрачное прошлое традиционного «диамата», его тень падала и на нас. Естественно, мы хотели оправдать свое существование и сделать из философии уважаемую науку. Отсюда проистекали сциентистские настроения в рамках семинара, которые преодолевались очень медленно. Только во второй половине 70-х годов мы поняли, что философия - это самостоятельная область культуры и делать из неё науку не надо. Но семинар всё же всегда был направлен на исследование познания в традициях естественнонаучного подхода. Первоначально мы собирались у меня дома, но для ряда консервативно настроенных философов городка это было неприемлемо, и некоторые из них подняли шум, представляя семинар как домашний антимарксистский кружок.
Моя жена С. С. Розова, работавшая тогда на кафедре философии СО АН, получила партийное взыскание. Я в то время формально ушёл из философии, работал в Институте автоматики и электрометрии и был гораздо более защищен. Директор института К. Б. Карандеев предложил мне командировку в Москву для апробирования моих взглядов в Институте философии. Там я выступил на заседании сектора логики, которым руководил тогда П.В. Таванец, и получил полную поддержку. Все же мы перенесли семинар на квартиру моего хорошего знакомого д. ф.-м. н. (позднее члена-корреспондента АН СССР) Н. А. Желтухина, переименовав его в семинар по методологии механики. Впрочем, это длилось не очень долго, идеологическая обстановка в городке в целом была довольно спокойной, и семинар стал работать вполне официально на кафедре философии НГУ, которой тогда руководил В.Н. Борисов. Позднее мы собирались и в университете, и в домашней обстановке, и в Доме Учёных СО АН. Об интенсивности работы семинара в отдельные периоды говорит хотя бы тот факт, что только с мая 1964 по май 1966 года было проведено 96 заседаний».
Розов М.А., Идеи и проблемы новосибирского семинара по философии науки, в Сб.: На теневой стороне: материалы к истории семинара М.А. Розова по эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке, Новосибирск, «Сибирский хронограф», 2004 г., с.11-13.
Методическая конференция по созданию новых интеллектуальных и творческих продуктов