Город Эсален в Калифорнии

Название поселения на западном побережье Калифорнии, основанного Майклом Мерфи и Диком Прайсом в 1962 году после посещения ими ашрама Шри Ауробиндо в Индии.

В Эсалене сосредоточены центры различных религиозных, оккультных и психологических направлений: групп встреч (инкаунтер-группы),  интегральной йоги, дзэн-буддизма, медитации, группы психодрамы и гештальт-группы и т.п. Занятия проводятся как постоянным персоналом, так и специально приглашаемыми специалистами.

В разное время в Эсалене работали такие учёные и практики как: Грегори Бэйтсон, Станислав ГрофТимоти Лири, Абрахам МаслоуФриц Перлз и др.

Эсален был построен на частные деньги его основателей и не был связан ни с правительством, ни с большим бизнесом, ни с университетами. Это позволяло участникам относительно свободно экспериментировать и реализовывать любые программы при одном лишь условии: люди должны были быть готовы заплатить за пребывание там...

 

ПРИМЕР. «В Эсаленовском центре я был примерно в 1994 году. Я вёл трёхдневную мастерскую в рамках месячного проекта, связанного с обучением нетрадиционным формам гипноза.

Казалось, что взрослые люди наконец-то вернули себе своё детство. В Эсален они приехали на своих машинах, потому что добраться туда иначе невозможно. Для Америки это, конечно, не отборочный ценз, тем не менее, никакого городского транспорта там нет и в помине. И на протяжении по крайней мере ста километров - с какой стороны ни подбираться к центру - нет ни одной трубы, которая бы дымила иначе, чем домашний камин, в Калифорнии тоже не особо нужный.

Тренинговая культура Эсалена, его среда и эпоха, квинтэссенция западной освобождающей «культуры без галстуков», воздействуя на человека, в значительной мере снимают такие обычные точки его фиксации, как социальный статус, возраст, профессия, повседневная озабоченность «привычными» проблемами и прочее.

Одной из особенностей этого места являются большие ванны у океана, заполненные теплой минеральной водой, примерно на двадцать человек каждая, в которых принято ночью при луне лежать голыми. Луна то заходит в облака, то выходит; и эта магия - можно и не знакомиться, а можно даже очень познакомиться - витает в воздухе. Неоднозначность, заряженность - «романтическая» неопределённость.

Итак, вы можете, когда заблагорассудится, оказаться в тёплой ванне и в любое время суток с кем-то в этой ванне познакомиться. А рядом находятся вполне цивилизованный бассейн и чайный павильон, где всегда можно выпить чашку чая, поесть мёда, съесть булку. Сейчас уже никого не удивишь подобным устроением пространства, но в шестидесятые оно являло собой эстетическую выставку различных культурных знаков, образцов красоты и феноменов со всего мира: ванны, бассейн со знаками инь и ян, чайный павильон, сад японских камней, причудливые цветники, беседки, сады - любопытная игра природы с культурой, практически рай на земле.

Но рядом с настоящим раем в этой модели мира не обошлось и без чистилища. Большой популярностью в Эсалене пользовались различные телесные техники, в том числе так называемый «рольфинг», особый вид массажа, когда к специальным связкам прижимаются особым болевым образом некие ткани. Его идея в том, что, когда человек орёт от боли, он вспоминает проблемы, вспоминает, что ему сказала мама, что ему сказал папа, и другие феномены раннего детства - и происходит своего рода освобождение. Бродя по эсаленовскому раю, время от времени вы слышите дикие крики, доносящиеся со стороны массажных корпусов. Люди входят в «чистилище», обретают там некий заряд энергии и выходят оттуда, попадая в другие пространства этого мира.

«Разнообразие» в понимании Эсаленовского центра - это идеология шестидесятых: отбираем всё самое лучшее и складываем в кучу, заставляя эти наилучшие образцы играть друг с другом. Отдыхая и тренируясь, человек через эти маленькие стимулирующие реальности приобщается к тем или иным трендам культуры, входит в принципиально интернациональное - не только американское - сообщество. Общение в группах с людьми разных возрастов, профессий, убеждений составляет часть идеологии диверсификации.

В Эсалене тренинг обрёл формы, позволяющие людям открываться навстречу друг другу, путешествовать то вовнутрь себя, то вовне. Меня поразило, как тогда на мастерскую американцы привезли с собой, не задумываясь, каждый свои игрушки. Кто-то привёз хула-хуп, кто-то ноутбук, бывший в то время в новинку, кто-то притащил какую-то индейскую трубочку, из которой можно было плеваться, а у кого-то среди вещей оказался барабан. Тем самым тренинговый ход получил поддержку через культурный локус. И этот момент, рассматриваемый в контексте миров и мифов сегодняшней корпоративной культуры и бизнес-тренингов, представляется мне чрезвычайно важным. С моей точки зрения, тренинг не может быть успешным, если участники в качестве одного из шагов к разнообразию не могут позволить себе определённой странности и рискованности, некоторых поисков новой индивидуальности, собственной идентичности».

Кроль Л.М., «От Ромула до наших дней»: Мифы и мифы тренинга, в Сб.: Развитие организации и HR-менеджмент / Сост. Л.М. Кроль, Е.А. Пуртова, М., «Класс», 2004 г., с. 259-262.