«Мясищев тоже сделал бомбардировщик, реактивный красавец М-4 (ЗМ). До Америки он долетал, но только в одну сторону, на дорогу обратно, Туполев и тут оказался прав, керосина не оставалось. Тогда Мясищев убедил генералов из ВВС: Отбомбившись на территории США, М-4 должен приземляться в Мексике, интернироваться. Если мексиканцы его, конечно, примут, не собьют. Но ничего другого Мясищеву в голову не приходило.
При встрече с отцом (Н.С. Хрущёвым - Прим. И.Л. Викентьева) Мясищев заговорил о возможности дозаправки М-4 в воздухе, над океаном, но отцу его слова показались делом весьма отдалённого будущего. Да и говорил конструктор о дозаправке без уверенности, как бы в собственное оправдание. Оправдываться ему было в чем, ЗМ, столь эффективно глядевшийся на земле, не только не получился межконтинентальным, но и вообще летал кое-как, отказ следовал за отказом. Оно и понятно, Мясищев, по своей природе сверхноватор, перенасытил самолёт всяческими, ещё не отработанными и не испытанными новинками: двигателями, насосами, бустерами, электромоторами, приборами. Доведение до ума каждого из них в отдельности требовало и труда, и времени. Собранные вместе, они напоминали несыгранный оркестр, то один сфальшивит, то другой, то третий. В такой какофонии дирижёру - главному конструктору - никак не удавалось овладеть ситуацией: только отыщется виновник сегодняшнего несчастья, как завтра возникает другая проблема в совсем ином месте. И так без конца.
В М-4 Мясищев нарушил золотое правило проектирования: в новой машине, самолёте или ракете нельзя допускать избыточно много новинок, по крайней мере, половина компонентов должна быть отработана раньше, на других машинах. Иначе испытания затянутся до морковкиного заговения. Не зря во время войны, когда время доведения самолёта до боевых кондиций определяло все, действовал приказ по авиационной промышленности, запрещавший ставить новые моторы на новые самолёты, а только новый мотор - на уже испытанный самолёт, а новый самолёт - оснащать уже испытанным мотором. Мясищев же увлекся и вот теперь маялся с отказами, и маяться ему с ними предстояло ещё очень долго.
В добавку ко всем прочим неприятностям, чтобы хотя бы долететь до Америки, Мясищев самолёт перетяжелил, взлетал М-4 на предельном угле атаки. Это очень опасно, стоило ошибиться летчику на градус-полтора, чуть перетянуть на себя ручку, и самолёт валился на крыло, а земля - она тут, под самым крылом. Сколько самолётов побилось! Сколько летчиков потеряли! И каких! В результате М-4 так и не удалось преодолеть все предусмотренные законом испытания. Военные его на вооружение официально не приняли, но на безрыбье и рак рыба, и недоработанный самолёт запустили в производство, в порядке исключения допустили до боевой эксплуатации. Летавшие на нем теперь уже строевые летчики продолжали гибнуть.
Отец на деле убедился в правоте Туполева: ни его собственный Ту-95, ни мясищевский М-4 проблемы ответного удара по США не разрешат.
Требовалось искать иной выход из положения. Но какой? И где? Министр оборонной промышленности Дмитрий Федорович Устинов и председатель Ракетного спецкомитета Василий Михайлович Рябиков докладывали отцу, что разрешить неразрешимую проблему сможет межконтинентальная баллистическая ракета. Ещё в феврале 1953 года они выдали задание на её разработку и присвоили ей индекс Р-7. Конструктор Сергей Павлович Королёв, его КБ расположено в подмосковных Подлипках, уже приступил к проектированию. Ракета должна дострелить трёхмегатонный термоядерный заряд в любую точку Америки, и никакая ПВО ей не помешают. Вот только существующие полигоны для испытаний Р-7 не годились. 12 февраля 1955 года отец с Булганиным подписали Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о сооружении нового полигона в устье реки Сыр-Дарьи, рядом с железнодорожной станцией Тюратам».
Хрущёв С.Н., Никита Хрущёв: Реформатор, М., «Время», 2010 г., с. 201-202.