Условия и история развития России
ОРГ педагогикиОрганизация обучения, за исключением творческих аспектов…
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
Условия и история развития России
ОРГ педагогикиОрганизация обучения, за исключением творческих аспектов…
РелигииРелигиозные воззрения, явно повлиявшие на культурный процесс…
X
«Под влиянием Отечественной войны, показавшей жизнеспособную мощь русской монархии, произошёл перелом в мировоззрении Александра I.
Теперь место конституции заняла Библия, которую он ежедневно читал и даже переводил целые страницы из неё. Спасительный путь для царей и народов Александр отныне видел не в радикальных реформах и новых законах, а в их единении с Богом, а себя осознавал исполнителем Его воли, орудием Промысла. В практической плоскости это означало «реакцию» - совершенствование имеющей божественное происхождение монархической формы правления и применение к текущей внешней и внутренней политике одухотворяющих христианских принципов.
В России начинают расцветать всевозможные общества оккультистов, масонов, мартинистов, духоборов. Показательна секта скопцов, которую посещали высокопоставленные чиновники России, гвардейские офицеры, светские дамы. Глава секты К. Селиванов провозгласил себя «вместилищем Святого Духа, исходящего от Отца и сына». Сектанты, считая себя посвященными в тайное знание Промысла, в мистических исступлениях изрекали разные пророчества. Александр щедро жаловал им разные пожертвования. Щедр он был и к другой советчице, баронессе Ю. Крюденер, которая называла императора своим «небесным банкиром». Вместе они читают Библию, беседуют о спасении души или соединении всех христиан в одну великую семью, что, конечно же, согревает сердце великодушного правителя. В общем русле подобных умонастроений протекала и деятельность друга юности царя - обер-прокурора Святейшего Синода А.Н. Голицына, и созданного им Библейского общества, членом которого был и Александр I. Общество ставило перед собой задачу перевода Библии со славянского на русский язык и повсеместного приобщения народа к «сокровенному знанию», скрытому за внешними церковными обрядами. О своеобразии предполагавшегося обновления духовной жизни и религиозном возбуждении умов в александровскую эпоху свидетельствует донесение французского посольства, сообщавшее о том, что множество светских женщин и мужчин ищут удовлетворения своих чувств в мистической экзальтации. «Они пишут письма императору, собираются вместе и читают такие книги, как «Чистая любовь», «Астральная теология» мадам де Гюйон, «Святые максимы» Фенелона, труды Юнга-Штиллинга и др.». Погружаясь в мистику, Александр I с его широким умом часто замечал ослабление традиционного православия и усиление мистическою самозванства, что сильно увеличивало разрыв между «верхами» и «низами», «интеллигенцией» и «народом», затемняло границы между добром и злом, смешивало идеи самого разного порядка и удаляло от искомых целей христианского просвещения. Император начинает тяготиться своими мистическими друзьями, расстается с прежними увлечениями, приближает к себе новых духовных советчиков из ревнителей официального благочестия. […]
Новое направление тяжело отозвалось на высшей школе. В царствование Александра I возникли три новых университета - Казанский, Харьковский и Петербургский, первоначально образованные в виде институтов для подготовки учителей в средние учебные заведения. Средних учебных заведений в царствование Александра было много. Ещё при Екатерине II был составлен проект средних и низших школ, оставшийся неосуществлённым. В начале царствования Александра этот проект был приведен в исполнение. В России появились гимназии и церковно-приходские школы для крестьян. Министерство народного просвещения соединилось с Министерством духовных дел, те с ведомством Святейшего Синода, под общим руководством князя А.Н. Голицына. В задачу Особого комитета входило согласование преподавания всех наук с верой в Бога и самодержавными принципами, запрещение сочинений, которые противоречат христианству и принижают духовную природу человека, его внутреннюю свободу и Провидение Божие.
Характерным примером осуществления христианской политики может служить разгром Казанского университета. До правительства донеслись слухи, что преподавание в Казанском университете идёт по ложной дороге. Назначена была ревизия университета и ревизором послан попечитель Казанского университета (бывший соратник М.М. Сперанского) М.Л. Магницкий. В его взглядах и действиях по-своему выражалось проводимое Александром I в последнее десятилетие его правления охранительное начало. По убеждению Магницкого характерной чертой текущего времени является изобретение нового идола - человеческого разума: богословие сего идола - философия. Жрецы его - славнейшие писатели разных веков и стран. Написанная М.Л. Магницким инструкция Казанскому университету, и утверждённая в 1820 году, была направлена к тому, чтобы в преподавании искоренить дух вольнодумства. Инструкция подробно определяла направление преподавания каждого предмета и быт студентов. Студенты распределялись не по курсам, а по степеням нравственного содержания. Каждый разряд жил в особом этаже университетского здания; обедали отдельно, чтобы порочные не могли заражать других. Если студент провинится, то он должен вынести известный курс нравственного исправления. Он назывался не виновным, а грешным; его сажали в особую комнату, называемую «комнатой уединения». Окна и дверь этой комнаты были заставлены железными решетками; над входом виднелась надпись из Священного Писания; в самой комнате на одной стене висело распятие, на другой - картина Страшного суда, на которой наказываемый должен был отметить будущее место своё среди грешников. Студента вводили в комнату в лаптях, в крестьянском армяке. Он должен был находиться в комнате пока не исправится. В период его заключения товарищи каждое утро перед лекциями должны были молиться за него. Течение университетской жизни, таким образом, получало духовную, монашескую окраску. Подобное направление проводилось и в других университетах».
Колпакова С.П., Царствование императора Александра I, в Сб.: История России в портретах государственных и политических деятелей / Под ред. В.А. Корнилова, М., «Омега-Л», 2002 г., с. 75-76 и 83-84.