Закономерность вытеснения человека из технических и иных систем.
МузыкаОткрытия в области музыки…
Подражание уже известным решениямПодражание уже известным решениям - самая распространённая стратегия креатива
X
Закономерность вытеснения человека из технических и иных систем.
МузыкаОткрытия в области музыки…
Подражание уже известным решениямПодражание уже известным решениям - самая распространённая стратегия креатива
X
«Если взять восточную речь и восточную музыку, то и интонации, и мелодические ходы мы услышим совсем другие, но и там печальная речь будет так же связана с музыкой, навевающей на восточного человека печаль (на нас, может быть, и нет). Меня в детстве занимало: почему у Битлов иногда грустные стихи поются на весёлую музыку? Это вызывает театральный эффект - когда человек, смеясь, рассказывает о своём горе. Музыка - состояние, не подкреплённое конкретной словесной информацией. Поэтому она несёт, конечно, в сто раз больше, чем самые мудрые слова.
Мне кажется, музыка (не музыка вообще, а музыка, как мы её знали) пережила в недавнем прошлом три смерти . Конечно, она не умерла - умрёт она вместе с человечеством. Она трансформировалась во что-то, что я не берусь комментировать - найдутся люди посовременнее меня.
Но если говорить о музыке, как мы её знали, то первая её смерть наступила в момент изобретения звукозаписи. Конечно, звукозапись дала возможность миллионам людей услышать то, что они никогда бы не услышали. Но тем самым девальвировала музыку и превратила её в консервы, убив уникальность каждого исполнения. Бах всю жизнь проиграл в одной капелле. Много ли народа слышало его? Не думаю. Но его нельзя было сделать потише или погромче, нажать на «stop» и отмотать на начало. Или, скажем, подложить его игру под рекламу памперсов. Каждая взятая им нота звучала единожды и неповторимо. И тем была ценна в высшей мере. Звукозапись имеет такое же отношение к живому исполнению, как фотография к живому человеку. Конечно, бывают очень красивые фотографии.
Вторая смерть наступила при изобретении электронного метронома и электронных барабанов. Нет, конечно, механические метрономы были задолго до этого - для репетиций. Но никому не приходило в голову нанизать музыку на ритм, лишённый жизни. А жизнь - это масса ритмов, спрятанных в природе, и прежде всего биение нашего сердца, и оно никогда не бьется равномерно. Мы волнуемся, и наш пульс учащается. И сейчас концертные исполнения рок-н-ролльных артистов в полтора раза быстрее студийных. Сравните состояние на сцене перед беснующимися фанами и в пустой прохладной студии. Практически вся заводная музыка тридцатых – шестидесятых от начала к концу хоть чуточку ускорялась - не специально, разумеется. На столько же повышался пульс исполнителя. Сейчас это считается большим недостатком. По-моему, это естественное и потому необходимое качество.
Сегодня придумали массу хитростей, чтобы замаскировать бездушного электронного барабанщика под живого. Например, в его идеально точную ритмически игру специально вводят маленькие ошибки. На покойника наводят румянец и ждут, когда он зашевелит пальчиками.
Третья смерть - изобретение музыкальных компьютерных программ. Я хорошо помню взрыв музыкальной электроники в семидесятых - Эмерсон, Жан Мишель Жарр, Томито. Мне казалось тогда, что человечество пойдёт по пути поиска новых, неизвестных ему звуков, порожденных новыми приборами.
А мода на это дело продержалась недолго, после чего вся электроника на девяносто девять процентов свелась к имитации уже известных нам, изобретённых давным-давно инструментов. Консервы породили консервы следующего поколения».
Макаревич А. В., Сам овца, М., «Захаров», 2007 г., с. 102-103.