Тенденции развития музыки по А.В. Макаревичу

«Если взять восточную речь и восточную музыку, то и интонации, и мелодические ходы мы услышим совсем другие, но и там печальная речь будет так же связана с музыкой, навевающей на восточного человека печаль (на нас, может быть, и нет).  Меня в детстве занимало: почему у Битлов иногда грустные стихи поются на весёлую музыку? Это вызывает театральный эффект - когда человек, смеясь, рассказывает о своём горе.  Музыка - состояние, не подкреплённое конкретной словесной информацией. Поэтому она несёт, конечно, в сто раз больше, чем самые мудрые слова.

Мне кажется, музыка (не музыка вообще, а музыка, как мы её знали) пережила в недавнем прошлом три смерти . Конечно, она не умерла - умрёт она вместе с человечеством. Она трансформировалась во что-то, что я не берусь комментировать - найдутся люди посовременнее меня.

Но если говорить о музыке, как мы её знали, то первая её смерть наступила  в момент  изобретения  звукозаписи. Конечно, звукозапись дала возможность миллионам людей услышать то, что они никогда бы не услышали. Но тем самым девальвировала музыку  и  превратила её в консервы, убив уникальность каждого исполнения. Бах всю жизнь проиграл в одной капелле. Много ли народа слышало его? Не думаю. Но его нельзя было сделать потише или погромче, нажать на «stop»  и  отмотать на начало. Или, скажем, подложить его игру под рекламу памперсов. Каждая взятая им нота звучала единожды  и  неповторимо.  И  тем была ценна в высшей мере. Звукозапись имеет такое же отношение к живому исполнению, как фотография к живому человеку. Конечно, бывают очень красивые фотографии.

Вторая смерть наступила при изобретении электронного метронома и электронных барабанов. Нет, конечно, механические метрономы были задолго до этого - для репетиций. Но никому не приходило в голову нанизать музыку на ритм, лишённый жизни. А жизнь - это масса ритмов, спрятанных в природе, и прежде всего биение нашего сердца, и оно никогда не бьется равномерно. Мы волнуемся, и наш пульс учащается. И сейчас концертные исполнения рок-н-ролльных артистов в полтора раза быстрее студийных. Сравните состояние на сцене перед беснующимися фанами и в пустой прохладной студии. Практически вся заводная музыка тридцатых –  шестидесятых от начала к концу хоть чуточку ускорялась - не специально, разумеется. На столько же повышался пульс исполнителя. Сейчас это считается большим недостатком. По-моему, это естественное и потому необходимое качество.

Сегодня придумали массу хитростей, чтобы замаскировать бездушного электронного барабанщика под живого. Например, в его идеально точную ритмически игру специально вводят маленькие ошибки. На покойника наводят румянец и ждут, когда он зашевелит пальчиками.

Третья смерть - изобретение музыкальных компьютерных программ. Я хорошо помню взрыв музыкальной электроники в семидесятых - Эмерсон, Жан Мишель Жарр, Томито. Мне казалось тогда, что человечество пойдёт по пути поиска новых, неизвестных ему звуков, порожденных новыми приборами.

А мода на это дело продержалась недолго, после чего вся электроника на девяносто девять процентов свелась к имитации уже известных нам, изобретённых давным-давно инструментов. Консервы породили консервы следующего поколения».

Макаревич А. В., Сам овца, М., «Захаров», 2007 г., с. 102-103.

 

Закон вытеснения человека из системы по Б.Л. Злотину