Анализ роли эгоизма по Альберту Швейцеру

В книге «Культура и этика» Альберт Швейцер детально анализирует историю этической мысли

По его мнению: «…по крайней мере до Платона этическое мышление греков остаётся, замкнутым в кругу эгоистического, а кроме того, греки, включая и Аристотеля, не знают этической оценки труда, «У Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия этика утрачивает свой эгоистический характер. Она всецело поглощена отношением человека к человеку. Она гуманна».

Лишь поздние стоики обнаруживают понятие «человечество», которое моралистам прежних времен было совершенно чуждо. Поэтому этическая мысль поздних стоиков весьма высоко оценивается Швейцером.

Он пишет: «Оптимистически-этический монизм поздних стоиков подобен солнечному лучу, который пробился сквозь тучи на исходе долгого, мрачного дня античности, в то время как уже надвигается ночь средневековья». Швейцер определяет этику поздних стоиков и раннего христианства как «озимь на ниве грядущей культуры». С этой высокой оценкой этики раннего христианства связано у Швейцера его нигилистическое отношение к этическому наследию античного времени. «Античное этическое мышление, - пишет он, - пытаясь получить ясность относительно себя самого, впадало в пессимизм, ибо стремилось определить нравственное как полезное и доставляющее радость индивиду с точки зрения разума. Оно замкнулось в кругу эгоистического и не пришло к социально-утилитаристскому мышлению. От такой участи этика нового времени заранее избавлена. Ей нет необходимости формулировать мысль о том, что этика - деяние, направленное на других. Эта мысль представляет собой нечто общепризнанное. Она подарена новому времени христианством»».

Карпушин В.А., Философия культуры Альберта Швейцера / в Сб.: Альберт Швейцер - великий гуманист XX века. Воспоминания и статьи, М., «Наука», 1970 г., с. 177-178.


Альберт Швейцер: Основной закон культуры