Психофизиологические эффекты человека
Эффекты, связанные с творчествомРазличные эффекты, связанные с творческой деятельностью…
X
Психофизиологические эффекты человека
Эффекты, связанные с творчествомРазличные эффекты, связанные с творческой деятельностью…
X
«Теолог Бернанд де Клерво провёл целый день на лошади, двигаясь вдоль Женевского озера. Когда его спросили, как ему понравилось озеро, он ответил, что ни о каком озере ничего не знает. Торкватто Тассо: «Если я не могу создавать песни и поэмы, жизнь теряет для меня всякую ценность».
Георг Лихтенберг: «Чтение и писание также важны для меня, как пища и питье».
Вольтер: «Работать - значит знать, как радоваться».
Рихард Вагнер: «Я продолжаю заниматься композицией так, как если бы всю жизнь не хотел заниматься чем-либо другим».
Бах, умирая, диктует хорал.
Ван Гог, чувствуя приближение психоза, пишет, что именно его приближение понуждает его работать серьёзнее: «Так опасность заставляет шахтёра поскорее покончить с заданием». Демосфен сказал о Филиппе Македонском: «Чтобы захватить корону и власть, он пожертвовал глазом, получил перелом ключицы, ранения руки и обеих ног. Он пожертвовал бы Фортуне любую часть тела, которую она бы пожелала, чтобы хоть остаткам досталась честь и слава».
Наполеон по поводу Суворова: «Что можно сказать о полководце, одиннадцать атак которого отбиты, и который всё же атакует в двенадцатый раз».
Король шведский Карл XII заявил, что решил лишить курфюрста Саксонского польской короны, даже если на это уйдёт полтораста лет.
Целеустремленность, одержимость гения, необычность его ценностных координат не укладываются в голове у обывателя. Личность его представляется демонической, потому что, не жалея себя, он не жалеет и других, он их даже не понимает, как Наполеон не мог понять, что его маршалы и генералы - не Наполеоны.
Но, как пишет Тюрк о гениальных людях действия (Александре Македонском, Цезаре, Наполеоне): «Внешне кажется, что эти гении с полным отсутствием сомнений осуществляли свою волю и с величайшей энергией стремились к максимальной власти. Но в действительности эти гении, с одной стороны, обладали самым острым реальным, трезвым пониманием действительности, положения дела, а с другой стороны, целиком жили в идеях и самым бесстрашным образом целиком бросались в борьбу за осуществление своих замыслов, полностью, безраздельно захватывавших их. И эти идеи были высшей, наиболее полной сущностью их личности».
Об Александре Македонском Ранке пишет: «Его влечения были направлены на осуществление столетия назад начатой борьбы, на которой базируется дальнейшее универсальное развитие человечества».
Нам все время приходится подчеркивать фактор целеустремлённости, рефлекс цели. Но, само собой разумеется, что это порождает гениальность только при наличии больших дарований. Необычайная ёмкость памяти Наполеона общеизвестна. И он, и Фридрих II, и Суворов были «между прочим» образованнейшими людьми своей эры, все трое обладали необычайной быстротой мышления, блестящими, почти фантастическими комбинаторными способностями. Но что это дало бы без поразительной целеустремленности?
«Гуляка праздный», «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон» - Пушкин не только держал в голове весь словарь русского языка, но и не останавливался ни перед какими усилиями для того, чтобы довести каждую строку, каждую строфу до предельного совершенства, а поэтическая интуиция не избавляла его от необходимости пересмотра огромного количества вариантов…»
Эфроимсон В.П., Педагогическая генетика. Родословная альтруизма, М., «Время знаний», 2010 г., с. 164-165.