Различные эффекты, связанные с творческой деятельностью…
Гипотезы о творческих личностяхГипотезы, связанные с творческой деятельностью и творческими личностями…
X
Различные эффекты, связанные с творческой деятельностью…
Гипотезы о творческих личностяхГипотезы, связанные с творческой деятельностью и творческими личностями…
X
«Витальность, за неимением более точного термина, является исключительно важным компонентом гениальности. Одним из доказательств его значения является долгожитие многих великих творцов.
Поразительно информативно выступает роль именно витальности в творчестве Тициана. Речь идёт не только о жизнелюбии, но и о любви к богатству красок, любви к красоте. Бесспорно унаследовав талант живописца (среди его ближайших родственников было восемь выдающихся художников), при наличии стимулирующей социальной преемственности, благоприятной среды и, вероятно, под воздействием положительного импрессинга, Тициан всё же довольно поздно, в возрасте около 50 лет, начал свой подлинно творческий путь. Но он жил и с полной силой творил до 99 лет. В 95-летнем возрасте Тициан пишет «Увенчание терновым венцом», продолжает писать всё новые картины до своей случайной смерти. Неизвестно, в каком возрасте он утратил бы творческие способности, да и самую жизнь по дряхлости, потому что он умер от чумы.
Фактор витальности многих гениев отчётливо выступает в форме их долгожития и устойчивости творчества по отношению к «паспортно-старческому» возрасту.
Софокл написал «Царя Эдипа» в 90 лет.
Фирдоуси слагает «Шехнаме» до самой смерти. Умер он в 85 лет, и смерть его ускорена реальным, тяжелым оскорблением со стороны шаха Магомета.
Микеланджело в 73 года становится архитектором собора Святого Павла.
Монтеверди пишет оперу «Коронация Поппеи» в 75 лет.
Хокусай создаёт свои картины и в 90-летнем возрасте.
В 76 лет Гёте начинает вторую часть «Фауста» и заканчивает её в год смерти.
Верди пишет в 73 года оперу «Отелло», а в 80 лет заканчивает «Фальстафа».
Вагнер к 80 годам создаёт «Парсифаля».
Беранже пишет стихи до 77 лет.
Лев Толстой творил до 82 лет, И.П. Павлов - до 87, Диоген и Демокрит - и после 80 лет, Б. Шоу - до 94 лет.
Вольтер написал первую поэму четырёхлетним, а последнюю - восьмидесятичетырёхлетним. Во всех этих случаях характерно, что старело тело, но творческое начало сохранялось за счёт могучих компенсаторных механизмов. (Это только одно из возможных объяснений – важнейший фактор – ранее наработанные умения и заготовки – Прим. И.Л. Викентьева) […]
Некоторые интеллектуальные функции даже у долгожителей-творцов безусловно слабеют, однако другие достигают высшего расцвета, развивается высшая форма ума - мудрость. Некоторые факты поразительны!
Разумеется, отдельные примеры, даже самые разительные, но отобранные по признаку, роль которого иллюстрируется, малоубедительны. Поэтому мы приведём здесь данные по длительности жизни неотобранной группы творцов по другим источникам. Из бесчисленных примеров творческой сохранности в глубокой старости, убедительнейшего доказательства необычайно стойкого психического здоровья мы ограничимся двумя противоположно-полюсными примерами: математиками и создателями скрипок, отсылая читателя за другими примерами […] П. Мёбиус (Mobius Paul Julius, Ueber die Anlage zur Mathematik, 1900) в своей книге о математическом даровании показывает, что средняя продолжительность жизни 100 самых крупных математиков, астрономов и физиков-математиков составила 72 года. В связи с генетикой или социальной преемственностью любопытно, что среди этих 100 оказались четверо Бернулли, трое Кассини и двое Кавендишей. Мёбиус решительно и документировано отрицает какую-либо повышенную частоту душевных болезней среди крупных математиков. В частности, Ньютон, несмотря на то, что в 1693 г. действительно страдал неврозом и бессонницей, писал в это время свои крупнейшие теологические труды. Не буду добавлять, что написание трудов по теологии в то время никак не могло служить доказательством душевной болезни.
В группе крупнейших мастеров, создававших скрипки, известно несколько знаменитых, в том числе династия Амати, начиная с Андреа (1530-1611), сыновей Андреа - Антонио (1555-1633) и Джиролимо (1556-1630) и внука Николо (1596-1684), который был учителем Гварнери и Страдивари. Все представители династии Амати работали на вершинах творчества примерно до 80-летнего возраста. Антонио Страдивари достиг вершин в 1710-1720 гг., когда ему было 65-75 лет, и держался на этой высоте до 85-летнего возраста. Последнюю скрипку Страдивари закончил, когда ему было 92 года.
Итак, высокая витальность гениев - факт показательный, более того - он никак не вяжется с часто возникающим вопросом о связи гениальности с психозом, о чём мы поговорим ниже, после того как раскроем некоторые биологические, наследственные механизмы стимуляции интеллектуальной активности».
Эфроимсон В.П., Педагогическая генетика. Родословная альтруизма, М., «Время знаний», 2010 г., с. 82-84.