По гипотезе разработчиков ЖСТЛ: «Ребёнка на путь большого творчества, как правило, увлекает чудо - или то, что он воспринял как чудо. Взрослый человек перестаёт верить в чудеса, защищаясь от них «здравым смыслом», скепсисом, прагматизмом и другими неврождёнными механизмами.
«Пронять» взрослого человека может, скорее, трагедия, большая трагедия или то, что он воспринял как большую трагедию».
Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 158.
ПРИМЕР. Молодого французского врача Алена Бомбара давно интересовало поведение людей в экстермальных ситуацих. И вот…
«Весна 1951 года. Раннее утро. Я мирно сплю в своей комнате при госпитале в Булони, Внезапно раздаётся телефонный звонок:
- Дежурный интерн? - Да. Что случилось? - Кораблекрушение у мола Карно! - Сейчас иду.
Ещё не подозревая всего трагизма катастрофы, я, чертыхаясь, натягиваю на себя одежду и поспешно спускаюсь в приемный покой. Здесь ещё никого нет. Швейцар рассказывает мне, что траулер «Нотр-Дам-де-Пейраг» из маленького порта Экиэм заблудился в тумане и налетел на конец мола Карно.
Снаружи довольно холодно, но море совсем тихое и поэтому я не испытываю особого беспокойства. Мол Карно - одно из крайних сооружений порта. Во время сильного ветра он очень опасен, но, когда море спокойно, подняться на него не составляет труда, так как на его внешней, обращенной к морю стороне через каждые двадцать метров устроены лестницы. Слышится автомобильный сигнал: это машина спасательной службы. Двойная дверь распахивается настежь и, весьма гордый своей ролью, я выхожу вперёд... Этого зрелища мне не забыть никогда! Сорок три человека, наваленные друг на друга, словно растерзанные марионетки, лежали передо мной - все босиком и все в спасательных поясах. Наши усилия не привели ни к чему: нам не удалось вернуть к жизни ни одного. Ничтожный просчёт, а в результате - сорок три трупа и семьдесят восемь сирот.
Мне кажется, что именно тогда я полностью осознал весь трагизм крушения на море и что именно этот случай зародил во мне идею, которая в дальнейшем привела к экспедиции на «Еретике». […]
Что же касается организма человека, вынужденного бороться с морской стихией и одновременно черпать из неё жизненные силы, то я пришел к убеждению, что физиологи по большей части недооценивают значение разума и его влияние на тело. Я изучил наиболее известные случаи, когда люди выживали в самых отчаянных условиях. Влияние разума на весь организм доказано голодовками Ганди, полярными экспедициями Скотта и Амундсена и плаванием капитана Блайя, которого взбунтовавшаяся команда бросила в открытом море на лодке с восьмидневным запасом воды и продовольствия: жажда мести помогла ему продержаться в море более сорока дней и выжить! Таким образом, здесь существовало явное недоразумение. Нельзя было утверждать: «В таких-то физических условиях можно выжить». Правильнее было бы говорить, пользуясь излюбленной математиками формулировкой, что «при прочих равных данных (а сюда входит влияние разума, под которым я подразумеваю мужество и надежду на жизнь) вполне возможно выжить, если существуют такие-то и такие-то физические условия». Отправляясь от этого, я вернулся к статистике. Ежегодно пятьдесят тысяч человек погибает, уже находясь в спасательных судах. Неужели ничего нельзя сделать для их спасения? А если можно, то что?».
Ален Бомбар, За бортом по своей воле, М., «Государственное издательство географической литературы», 1958 г., с. 5 и 7.
Наши правила обсуждения умных видео на YouTube
ПЛЕЙЛИСТ: ЖСТЛ Генриха Сауловича Альтшуллера.
ЖСТЛ: Жизненная Стратегия Творческой Личности
ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера