«Кратко обрисуем теперь особенности классического английского детектива (далее - детектив) […]
1. Жанр не имеет прототипов в античной литературе, не представлен в мифах и архетипах, не числится в списке мировых Сюжетов. Он возник как целое, в законченном виде, вместе со всеми своими атрибутами, причём произошло это очень поздно (конец XVIII - начало ХIХ века). Следует добавить, что детектив представляет собой жанр с очень строгой структурой текста, и не будет ошибкой заявить, что он заявляет Сюжет.
2. В детективе представлены «чистые» типы мышления. Более того, классическое научное мышление инсталлировалось в социальную среду через жанр детектива.
3. В детективе мышление героев, как преступников, так и сыщиков, является очень «продвинутым»: оно сильное, последовательное, рефлективное, чёткое. При этом герои ещё и решительны, предприимчивы, готовы рискнуть жизнью - то есть обладают высокой пассионарностью. Эти качества относятся к представителям самых разных социальных слоев - по детективам Агаты Кристи в одной деревушке Сен-Мери-Мид живёт больше рефлективных людей, чем, по моим представлениям, реально существует во всей Европе в целом, и даже самый последний пьяница в этом селении поддерживает протоколы коммуникации метафорического уровня. Грубо говоря, в детективе «последний преступник» обладает мышлением, соответствующим высшим управленческим элитам.
С этой точки зрения детектив фантастичен: способы как совершения, так и раскрытия преступления не имеют ничего общего с действительностью. Для преступников Агаты Кристи как нельзя лучше подходят слова К. Еськова: «Для того чтобы задумать и совершить такое, нужно иметь полностью раскрепощённое воображение - этакий «хомо люденс» по ту сторону добра и зла - и плюс к этому - высочайшую культуру штабной работы».
4. В детективе впервые описаны рефлективные управленческие группы – организационно-деятельностные двойки, теория которых появилась почти через 200 лет.
5. Детектив этически анизотропен и буквально настаивает на различии добра и зла. «Я не одобряю убийств», - говорит Пуаро (Эркюль Пуаро - герой произведений Агаты Кристи – Прим. И.Л. Викентьева). Эта особенность - лишь одна из множества черт, благодаря которым детектив оказывается «вне времени» (это интересное свойство проявляется, например, в том, что великие сыщики и их спутники живут сколь угодно долго, причём практически не меняются всё это время - тот же Пуаро был пожилым человеком, пенсионером, с 1914 по 1970-е годы).
6. Детектив является формальным контрпримером к «бритве Оккама».
7. Детектив производит впечатление искусственно сконструированного жанра. Тот же спутник главного героя явно взят из жанра волшебной сказки.
Характеристические признаки детектива можно описать следующим образом:
- Инверсия времени (причины событий восстанавливаются по их следствиям, сначала описывается результат преступления, затем - механизм раскрытия его, затем, в самом конце, воссоздается картина преступления);
- Завязкой всегда является убийство (все остальные формы преступления можно рассматривать как превращенную «цензурированную» версию убийства). Это всегда убийство с заранее обдуманным намерением или, в очень редких случаях, случайное убийство, которое преднамеренно скрывают (то есть намерение, обдуманное не априори, а апостериори)
- В произведении обязательно содержится загадка, причём она должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к шахматной задаче: единственность решения, сложность решения, элегантность решения, парадоксальность решения;
- Всегда присутствуют следующие «ролевые элементы»; Гениальный Сыщик; Помощник Гениального Сыщика; Преступник; Подозреваемый (хотя бы один);
- Ситуация всегда этически неоднородна, причём Гениальный Сыщик представляет Абсолютное Добро, а Преступник - Абсолютное Зло; - Мышление Гениального Сыщика и его Помощника относится к разным типам, и эти типы являются чистыми и выраженными; - Содержанием текста является описание мыследеятельности Гениального Сыщика (А. Конан Дойл, Агата Кристи) или мыслекоммуникации Гениального Сыщика с Преступником и Подозреваемыми (Э. Гарднер, Р. Стаут);
Укажем здесь ещё несколько странных особенностей английских детективов и их авторов.
А. Конан Дойл - крупный публицист Британской империи, один из ведущих корреспондентов «Таймс» во времена поздней Виктории и Эдуарда, по образованию врач. Ввёл в культурный оборот не только образы Холмса и Ватсона, но и фигуру профессора Челленджера; два или три исследовательских судна и один разбившийся «Шаттл» были названы именем этого персонажа. Весьма влиятельный человек в британском «теневом истеблишменте» начала XX столетия.
Г. Честертон, создатель влиятельного литературно-политического кружка, знаком с У. Черчиллем, семьей Чемберленов и т.п. Ввёл два образа: сыщик-католик отец Браун и джентльмен Хорн Фишер, вылитый Майкрофт Холмс, но для следующей эпохи. Поставил вопрос о кризисе демократии.
А. Кристи - одна из очень немногих писателей, награжденных орденом Британской империи и получивших рыцарское звание».
Переслегин С.Б., Возвращение к звёздам: фантастика и эвология, М., «Аст», 2010 г., с. 387-391.