Классификация различных творческих решений по их качественным (системным) уровням
Различные классификацииРазличные классификации, кроме Классификаций ТЛ
Искусствоведение и литературоведение
X
Классификация различных творческих решений по их качественным (системным) уровням
Различные классификацииРазличные классификации, кроме Классификаций ТЛ
Искусствоведение и литературоведение
X
«Произведение по искусства хороши или дурно от того, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник (этот тезис явно спорен, но Л.Н. Толстой десятки раз повторяет его на протяжении статьи - И.Л. Викентьева).
Для того чтобы произведение искусства было совершенно, нужно, чтобы то, что говорит художник, было совершенно ново и важно для всех людей, чтобы выражено оно было вполне красиво и чтобы художник говорил из внутренней потребности и потому говорил вполне правдиво. Для того чтобы то, что говорит художник, было вполне ново и важно, нужно, чтобы художник был нравственно просвещённый человек, а потому не жил бы исключительно эгоистичной жизнью, а был участником общей жизни человечества.
Для того чтобы то, что говорит художник, было выражено вполне хорошо, нужно, чтобы художник овладел своим мастерством так, чтобы, работая, так же мало думал о правилах этого мастерства, как мало думает человек о правилах механики, когда ходит. А чтобы достигнуть этого, художник никогда не должен оглядываться на свою работу, любоваться её, не должен ставить мастерство своей целью, как не должен человек идущий думать о своей походке и любоваться ею.
Для того же, чтобы художник выражал внутреннюю потребность души и потому говорил бы от всей души то, что он говорит, он должен, во-первых, не заниматься многими пустяками, мешающими любить по-настоящему то, что свойственно любить, а во-вторых, любить самому, своим сердцем, а не чужим, не притворяться, что любишь то, что другие признают или считают достойным любви. И для того чтобы достигнуть этого, художнику надо делать то, что делал Валаам, когда пришли к нему послы и он уединился, ожидая бога, чтобы сказать только то, что велит бог: и не делать того, что сделал тот же Валаам, когда, соблазнившись дарами, пошел к царю, противно повелению бога, что было ясно даже ослице, на которой он ехал, но не видно было ему, когда корысть и тщеславие ослепили его.
Из того, до какой степени достигает произведение искусства совершенства в каждом из этих трёх родов, вытекает различие достоинств одних произведений от других.
Могут быть произведения:
1) значительные, прекрасные и мало задушевные и правдивые; 2) могут быть значительные, мало красивые и мало задушевные и правдивые;
3) могут быть мало значительные, прекрасные, и задушевные, и правдивые и т.д. во всех сочетаниях и перемещениях.
Все такие произведения имеют свои достоинства, но не могут быть признаны совершенными художественными произведениями.
Совершенным произведением искусства будет только то, в котором содержание будет значительно и ново, и выражение его вполне прекрасно, и отношение к предмету художника вполне задушевно и потому вполне правдиво. Такие произведения всегда были и будут редки.
Всё же остальные произведения, несовершенные сами собой, разделяются по основным условиям искусства на три главные рода:
1) произведения, выдающиеся по значительности своего содержания, 2) произведения, выдающиеся по красоте формы, и
3) произведения, выдающиеся, по своей задушевности и правдивости, во не достигающие, каждое из них, того же совершенства в двух других отношениях.
Все три рода эти составляют приближение к совершенному искусству и неизбежны там, где есть искусство. У молодых художников часто преобладает задушевность при ничтожности содержания и более или менее красивой форме, у старых наоборот; у трудолюбивых профессиональных художников преобладает форма и часто отсутствует содержание и задушевность».
Толстой Л.Н., Что такое искусство? / Собрание сочинений в 22-ти томах, Том 15 М., «Художественная литература», 1983 г., с. 37-38.