Искусствоведение и литературоведение
Художественная критикаХудожественная критика
Оценки числа творческих личностейРазличные экспертные оценки доли творческих личностей в обществе
Деградация творческих людейДеградация творческих людей
X
Искусствоведение и литературоведение
Художественная критикаХудожественная критика
Оценки числа творческих личностейРазличные экспертные оценки доли творческих личностей в обществе
Деградация творческих людейДеградация творческих людей
X
«Если справедливо, что искусство есть деятельность, посредством которой один человек, испытав чувство, сознательно передаёт его другим, то мы неизбежно должны признать то, что во всём том, что среди нас называется искусством высших классов, - во всех тех романах, повестях, драмах, комедиях, картинах, скульптурах, симфониях, операх, оперетках, балетах и пр., которые выдаются за произведения искусства, едва ли одно из сотни тысяч произошло от испытанного его автором чувства; всё же остальное - только фабричные произведения, подделки под искусство, в которых заимствования, подражательность, эффектность и занимательность заменяют заражение чувством (Л.Н. Толстой считал последний эффект принципиальным для произведений искусства – Прим. И.Л. Викентьева).
То, что количество истинных произведений искусства относится к количеству этих подделок, как один к сотням тысяч и гораздо более, можно доказать следующим расчётом.
Я читал где-то, что художников-живописцев в одном Париже 30000. Столько, должно быть, в Англии, столько же в Германии, столько же в России с Италией и другими мелкими государствами. Так что всех художников-живописцев должно быть в Европе около 120000, столько же Должно быть музыкантов и столько же художников-писателей.
Если эти 300 тысяч человек производят каждый хоть по 3 произведения в год (а многие производят их по 10 и более), то каждый год даёт миллион произведений искусства. Сколько же их за последние 10 лет и сколько на всё то время, как искусство высших классов отделилось от искусства народного?
Очевидно, миллионы. Кто же из самых больших знатоков искусства действительно не только получил впечатление от всех этих мнимых произведений искусства, но знает хотя бы о существовании их? Не говоря уже о всём рабочем народе, который и понятия не имеет об этих произведениях, люди высших классов не могут знать одной тысячной всех этих произведений и не помнят тех, которые они знали. Все эти предметы являются под видом искусства, не производят ни на кого никакого впечатления, кроме, иногда, впечатления развлечения на праздную толпу богатых людей, и бесследно исчезают.
На это говорят обыкновенно, что если бы не было этого огромного количества неудачных попыток, не было бы и настоящих произведений искусства.
Но такое рассуждение подобно тому, которое бы сделал хлебопёк на упрёк и том, что его хлеб никуда не годится: что если бы не было сотни испорченных хлебов, не было бы и хорошо испеченного. Правда, что там, где есть золото, есть и много песку; но это никак не может быть поводом к тому, чтобы говорить много глупостей для того, чтобы сказать что-нибудь умное.
Мы окружены произведениями, считающимися художественными. Рядом напечатаны тысячи стихотворений, тысячи поэм, тысячи романов, тысячи драм, тысячи картин, тысячи музыкальных пьес».
Толстой Л.Н., Что такое искусство? / Собрание сочинений в 22-ти томах, Том 15 М., «Художественная литература», 1983 г., с. 157-158.