Настоящие математики и физики по Эренфриду фон Чирнгаузу

«Многое находятся как на латинском, так и на французском и других языках писатели, которые старались понятию человеческому дать градусы или степени и оное разделили на классы: но в том наиболыне себя отменил Чирнгауз. Он когда своего разума остроту употребил в то, чтоб разыскать, в чем состоит философская истина или, по его словам, философской истины болезнь: то нетрудно было многим узнать, что прежние философские знания или пустыми словами были наполнены, или знание в философии было только историческое. В «Логике» своей, которую он называет лекарством для мыслей, предлагает он тройственных математиков и тройственных философов.

§ 3

Первыми математиками он тех называет, которые только ещё знают одни математические разделения, означения слов или терминов и некоторые самые главные основания науки математической наизусть вытвердили. Таким же образом и философами действительными он тех называть не хочет, которые философии разделение, терминов силу и главные философские правила затвердили на память, а при том наук философских розницу, самой философии историю, то есть начало, порядок и всё её происхождение. Такие, как он говорит, самого первого степени суть философы, и потому философского ещё имени недостойны.  

§ 4

Другой род математиков есть целым степенем больше первого, а однако ж и тех ещё он не удостоил совершенными быть математиками, которые уже знают, что Евклид, Архимед, Аполлоний и другие древние математики в сей науке изобрели и что новые к тому авторы в сей науке присовокупили. Но ещё сами равномерным образом собою ничего нового изобрести не могут. На той же степени поставил философов тех, которые далее первых поступили. Они уже знают, какие старинных философов о том или о сём были мнения, какие новых, кто лучше о сём или о том рассуждает. Какие прибавления и приумножения в науке сей от времени до времени присоединены и т. п.

§ 5

Вышними тех называет и совершенными, которые не только старых и новых математиков изобретения, хотя ими не истолкованы, находить и разыскивать собой могут, но и того, что ещё в математике темно и не исследовано осталось, разума своего собственною силою дойти могут. Потому же и философов, которые к такому совершенству пришли, что всё то, что ещё не известно в философии, но только бы человеческому уму было понятно, собственным своим разумом на свет, так как известное произвести могут, и таких он почтил прямыми философами. Из таких людей во всех науках корпус академический всегда состоять должен, и они прямо называются академики, которым открыт талант и способность расширять науки в их роде и в их частях.

§ 6

Мы видим теперь действительных математиков и действительных философов, хотя после о должности их прилежнее ещё рассмотреть будет должно. Главное мое в том состоит теперь намерение, чтоб дать понятие некоторое о науке философской тем, которые за незнанием чужестранных языков, на своем природном собственным прилежанием постигнуть что-нибудь захотят. Чего ради при вступлении в таковую материю сколько возможно удаляться надлежит от безвременной и бесполезной обширности в речах. О пользе сего разделения, кто знает латинский язык, смотри предисловие в «Логике» Чирнгаузовой, которую он назвал лекарством для мыслей второго выхода в Лейпциге 1695 года (это было повторное издание – Прим. И.Л. Викентьева).

§ 7

Разделение его к тому служит, чтобы изъяснить, в чем состоит должность прямого философа. Ежели же прямо его мысль разумеет, то нет в свете и не бывало философа, который бы сим именем назваться мог по достоинству. Ибо он такие свойства прямому философу приписывает, которых кто бы каков себе не казался быть философ, никогда столь высокого совершенства не получит, чтоб мог сего имени удостоиться. Кто одни только изъяснения к вещам сыскивает, или умеет правило какое в науке философской сочинить, тот и по моему мнению в философии дале ничего не изобретает и потому он назваться учёным в таком разуме, в каком сие слово на других языках принимают, а не на нашем, не может. Многие у нас не зная прямо должности философа или довольствуясь тем, когда они первый градус только философии поняли, о котором я прежде уже упомянул, льстят себя, что они концы философии уже постигли и слывут особливым латинским именем Consumati, по их же переводу совершенные, хотя по прямому не только их столь малое знание не просветило, но больше ещё замешания в голове сделало».

Цитируется по книге, впервые изданной в 1751 г.: Теплов Г.Н., Знания, касающиеся вообще до философии, для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут, в Сб.: Общественная мысль России XVIII века в 2-х томах, Том 2 / Сост.: Т.В. Артемьева, М., «Российская политическая энциклопедия», 2010 г., с. 65-67.

 

Уровни оценки новизны результата / достижения по И.Л. Викентьеву