Творчество юного Рафаэля характерно тем, что он опирался на многие (!) приёмы других мастеров. Сначала это был опыт его учителя живописи Пьетро Перуджино, позднее - находки Леонардо да Винчи, Фра Бартоломео и Микеланджело.
«В самом начале творческого пути ему выпало редкое счастье: возможность развить свой талант. С ним произошло то, что было возможно лишь в ту благоприятную для искусств эпоху. Юлий II пригласил самых искусных мастеров Италии украсить фресками часть Ватикана. Папский архитектор Браманте представил ему молодого человека, своего племянника, и попросил использовать его для этой работы. После блестящего испытания, приведшего папу в восторг, Рафаэлю были поручены все росписи дворца. Великая душа Юлия II поняла рождающийся гений художника. Все фрески, начатые или уже законченные, были тотчас стерты. Рафаэль, которому была поручена эта грандиозная работа, был известен всего лишь нескольким картинами; теперь мы видим в них зарю его гения, но тогда эти опыты ещё очень молодого человека могли считаться лишь подражанием манере учителя.
Я не буду подробно останавливаться на известных достоинствах его знаменитых фресок, их описания можно найти везде. (Помимо других работ, Рафаэль написал для Ватикана «Афинскую школу», одно время руководил строительством собора святого Петра, а в 1513 году написал «Сикстинскую Мадонну» - Прим. И.Л. Викентьева). Границы этой статьи позволяют мне высказать только самые общие соображения. Известно, что успех его первой фрески не только дал ему возможность продолжать работу, где он смог свободно развернуть свой талант, но завоевал ему всеобщую любовь, которая отныне всегда сопутствовала ему. Вера в собственный талант присуща даже самым скромным. Но она становится бесплодной, если ей не приходит на помощь общественное одобрение.
Рафаэлю не нужно было бороться против моды или предубеждений.
Он мог только творить. Счастливый художник! Мода так же, как и его гений, никогда не изменяла ему. Мы ещё не раз будем иметь повод подивиться редкости такого сочетания.
Рафаэль, ещё совсем молодой и едва достигший известности, не побоялся сразу встать в один ряд с величайшими живописцами своего времени, с теми, кто уже обладал славой и опытом. Успех его первой фрески, торжество над соперниками не опьяняли его. Позднее мы увидим у него не только прежнюю лёгкость, но и прежнее усердие. Одаренный самой счастливой фантазией, он никогда не пренебрегал посторонней помощью. Изучая античное искусство и искусство своих предшественников, величайших художников Италии, он, если можно так выразиться, погружал свой гений в соседние источники величия и красоты и тем самым обновлял себя. Многие критики, быть может, склонны упрекать его именно за то, что мне кажется самым верным признаком несравненного таланта: я говорю о его искусстве подражания и умении извлечь огромную пользу не только из античных произведений, но и из творчества его современников.
Существует много способов подражания. Одних вынуждает к этому их природная бездарность, которая толкает их по следам прекрасных произведений. Они надеются разжечь таким образом холодное пламя своей души и называют это: «Черпать вдохновение». Им кажется также, что шедевр подобен великому человеку, о котором обычно говорят, что он принадлежит всему миру. Они воображают, что безжалостно кромсая произведение, стремясь присвоить его себе, они только возвращают себе то, что им принадлежит и было отнято у них только потому, что они явились на свет немного позже. Они почти досадуют на тех, кто их опередил и похитил их идеи. У других подражание является как бы необходимым условием успеха. Это то подражание манере учителя, которым занимаются в школах, под надзором и руководством самого учителя. Добиться успеха - значит приблизиться, насколько возможно, к этому единственному образцу. Хотя предлогом является подражание природе, но пальма первенства принадлежит только тому, кто смотрит на нее теми же глазами и изображает её в той же манере, что и его учитель.
Иным было подражание Рафаэля. Можно сказать, что нигде его, оригинальность не проявлялась так ярко, как в заимствованных идеях. Он берёт всё, что находит, и всему даёт новую жизнь. Он действительно берет то, что ему принадлежит по праву, взращивая ростки, которые, казалось, ждали его руки, чтобы дать настоящие плоды».
Эжен Делакруа, Рафаэль / Мысли об искусстве. О знаменитых художниках, М., «Издательство Академии художеств СССР», 1960 г., с. 33-36.