Изначально свободный своеобразный человек по Максу Штирнеру

В финале своей книги Макс Штирнер написал:

«Если свободы добиваются ради своего «я», то почему же само это Я не избрать  началом, серединой и концом всего? Разве Я не важнее свободы? Разве не Я  делаю себя свободным, разве Я не начало, не главнейшее? Даже будучи  несвободным, даже скованный по рукам и ногам тысячью оков, я всё же  существую и существую не только в будущем и в уповании, подобно свободе, и  как последний раб - я всё же нечто уже существующее.

Обдумайте это и решите, хотите ли вы поставить на вашем знамени «мечту  свободы» или решительное требование «эгоизма», «самобытности». «Свобода»  вызывает в вас раздражение против всего, что не вы. «Эгоизм» зовёт вас к  радости, довольству самим собой, к наслаждению самим собой; «свобода» и в  настоящем, и в ожидании - только томление, романтическая жалоба,  христианская надежда на потусторонность и будущее, а «своеобразие» -  действительность, которая сама собою устраняет всякую неволю, преграждающую  вам путь. От всего, что вам не мешает, вы не пожелаете отречься, а, встретив  какое-либо препятствие, вы будете знать, что должны «слушаться самих себя  более, чем людей».

Свобода только говорит: освободитесь, избавьтесь от всякого гнёта, но она не  показывает вам, кто вы такие. «Долой, долой!» - таков лозунг свободы, а вы,  жадно внимая её призыву, в конце концов избавляетесь от самих себя,  «отрекаетесь от самих себя». Своеобразие же, наоборот, зовёт вас назад, к  себе самим; оно говорит: «Приди в себя!» Под эгидой свободы вы избавляетесь  от многого, но зато вас начинает угнетать что-нибудь другое; «от злого вы  избавились, но злое в вас осталось». Как люди своеобразные, вы действительно  освобождаетесь и избавляетесь от всего, а что в вас остаётся, то вами же  самими принято, по вашему выбору и желанию. Своеобразный человек - свободный  по природе, «изначально свободный», свободный же, наоборот, - только  стремится к свободе, он - мечтатель и фантазёр. «Своеобразный» изначально  свободен, так как он ничего не признаёт, кроме себя, ему не нужно сначала  освободить себя, так как он с самого начала отвергает всё, за исключением  себя, так как он выше всего ценит, выше всего ставит себя, короче, так как  он исходит от себя и «к себе приходит». Даже ещё в тисках детской  почтительности он всё-таки уже пытается «освободить» себя от этого гнёта.  Своеобразие действует даже в маленьком эгоисте и доставляет ему желанное -  свободу.

Тысячелетия культуры затмили от вас вас самих, вселяя в вас веру, что вы не  эгоисты, а призваны быть идеалистами («хорошими людьми»). Стряхните это с  себя! Не ищите свободы, лишающей вас себя самих, в «самоотречении» ищите  себя самих, станьте эгоистами, пусть каждый из вас станет всемогущим Я. Или,  яснее: познайте снова себя, узнайте только, что вы действительно такое,  откажитесь от ваших лицемерных стремлений, от глупого желания быть чем-либо  иным, чем вы есть. Лицемерием же я это называю оттого, что вы все эти  тысячелетия оставались эгоистами, только сидящими, обманывающими себя самих,  сумасшедшими эгоистами - вы, самоистязатели, мучители самих себя. Ещё ни  разу ни одна религия не решалась обойтись без обещаний и «обетовании» и  ссылалась на «этот» или «тот» мир, на «вечную жизнь» и т.д., ибо человек  жаждет награды и «даром» ничего не делает. А проповедь «добра во имя добра»,  без ожидания награды? Но разве и тут получаемое при этом удовлетворение не  заключает в себе достаточной награды?.. Следовательно, и религия основана на  нашем эгоизме и эксплуатирует его: рассчитанная на наши похоти, она  заглушает многие другие ради одной. Этим создаётся обманутый эгоизм, при  котором я удовлетворяю не себя, а какое-нибудь из моих влечений, например,  стремление к блаженству. Религия обещает мне «высшее благо», для достижения  его я пренебрегаю всеми моими другими влечениями и не удовлетворяю их. Все  ваши поступки и действия - затаённый, скрытый и замаскированный эгоизм. Но  так как это - эгоизм, который вы не хотите признать, который вы тщательно  скрываете, следовательно, не открытый и откровенный эгоизм, а  бессознательный эгоизм, то это - не эгоизм, а рабство, служение,  самоотрицание; вы - эгоисты, и в то же время, отрицая эгоизм, вы не эгоисты.

Там, где вы кажетесь, по-видимому, отъявленными эгоистами, вы даже к самому  слову «эгоист» относитесь с презрением и отвращением. Свою свободу  относительно мира я обеспечиваю себе тем, что присваиваю себе этот мир,  «захватываю и занимаю» его для себя, каким бы то ни было насилием, силой  убеждения, просьбы, категорического требования, даже лицемерия, обмана и  т.д., ибо средства, которыми я для этого пользуюсь, сообразуются с тем, что  я собою представляю. Если я слаб, то и средства, которыми я располагаю, тоже  слабы, как все названные, которые, однако, вполне достаточны по отношению к  довольно многому в жизни. К тому же обман, лицемерие и ложь, в сущности,  лучше, чем они кажутся. Кто не обманул бы полицию, закон, кто не поспешил бы  прикинуться невиннейшим обывателем при встрече с сыщиком, чтобы скрыть  содеянное беззаконие? Кто этого никогда не делал, тот, значит, допускал  насилие над собою; его сделала малодушным его совесть. Мою свободу  ограничивает уже то, что я не могу осуществить волю свою относительно  другого (будь это другое - существо безвольное, например, камень, или  существо, одаренное волей, например, правительство, отдельный человек и  т.д.). Я отрицаю моё своеобразие, когда отрекаюсь от себя перед лицом  другого, то есть когда я уступаю, отказываюсь от чего-либо, отхожу. Мое  своеобразие, следовательно, уничтожается преданностью и покорностью, ибо не  одно и то же, отказываюсь ли я от прежнего образа действий потому, что он не  приводит к цели и я, следовательно, схожу с ложного пути, или же я сам  отдаюсь в плен. Скалу, преграждающую мне путь, я обхожу до тех пор, пока у  меня не наберётся достаточно пороха, чтобы взорвать её; законы данного  народа я обхожу до тех пор, пока не соберусь с силами, чтобы уничтожить их.  Если я не в силах завладеть луной, то разве это значит, что она должна стать  для меня чем-то «святым», что я должен видеть в ней Астарту? Только бы мне  добраться до тебя, я бы тогда тебя схватил, и, если я найду способ подняться  к тебе, я тебя не испугаюсь! Ты останешься для меня лишь до тех пор  непонятной, пока я не приобрету достаточную силу разумения, чтобы овладеть  тобой, присвоить тебя себе, назвать своей собственной: я не откажусь от себя  ради тебя, я только обожду свой срок. Если я теперь ничего не могу поделать  с тобой, то я припомню тебе это! Сильные люди всегда так поступали. Когда  «смиренные» провозглашали какую-нибудь неодолимую силу своей  повелительницей, поклонялись ей и требовали такого же поклонения от всех  других, - тогда появлялся вдруг такой непокорный сын природы и низвергал  боготворимую власть с её недосягаемо высокого Олимпа. Он приказывал  движущемуся солнцу остановиться, а земле непрестанно вращаться, «покорным»  приходилось с этим мириться; он срубал священные дубы, а «покорные» дивились  тому, что небесный огонь не пожирает его; он низвергал Папу с трона Петра, а  «покорные» не знали, как воспротивиться этому; он разрушает весь строй,  основанный на «Божьей милости», а «покорные» только охают и наконец  умолкают. […]

Идеал - Человек реализован, когда христианское мировоззрение преобразуется и  будет признано следующее положение: «Я» - это единственный «человек». Тогда  вопрос: «Что такое человек?» превращается в вопрос личный: «Что есть  человек?» На вопрос «что» ищут понятия, чтобы его осуществить - вопрос же  «кто» вообще уже не вопрос, ибо ответ уже покоится в личности вопрошающего;  ответ дан уже самим вопросом. О Боге говорят: «Имён для тебя нет». Но это  справедливо для меня: ни одно понятие не может меня выразить, ничто, что  преподносится мне как моя «сущность», не исчерпывает меня; все это только  слова и названия.

О Боге говорят также, что он совершенен и не имеет никаких призваний  стремиться к совершенству. Но и это относится только ко мне.

Я - собственник своей мощи и только тогда становлюсь таковым, когда сознаю  себя Единственным. В Единственном даже собственник возвращается в свое  творческое ничто, из которого он вышел. Всякое высшее существо надо мной,  будь то Бог или человек, ослабляет чувство моей единичности, и только под  ослепительными лучами солнца этого сознания бледнеет оно. Если я строю своё  дело на себе, Единственном, тогда оно покоится на преходящем, смертном  творце, который сам себя разрушает, и я могу сказать:

«Ничто - вот на чём я построил своё дело».

Макс Штирнер, Единственный и его собственность, СПб, Изд-во С. Венгерова, 1907 г.

 

Шесть качеств творческой личности по Г.С. Альтшуллеру