Научные парадигмы
Разрешения противоречийРазрешения выявленных противоречий
Выдвижение научных гипотезВыдвижение новых научных гипотез
X
Научные парадигмы
Разрешения противоречийРазрешения выявленных противоречий
Выдвижение научных гипотезВыдвижение новых научных гипотез
X
Ибн Рушд (Аверроэс) столкнулся с тем, что отдельные положения Аристотеля противоречили мусульманской религии.
Говоря современным языком, он предложил своё разрешение этого противоречия между 2-мя конкурирующими моделями, придумав концепцию двух истин (двойственности истины).
Позже в XIII веке это удачное разрешение противоречия между наукой и религией было заимствовано и в христианстве.
Последователи Аверроэса «…считали, что противоречия между теологией и наукой имеют под собой основания, ибо теолог опирается на истины откровения, а учёный - на данные науки. Аверроисты […] cтремились доказать, что, хотя предмет, которым занимается наука, диаметрально противоположен предмету теологии, тем не менее каждая из них в собственной области сохраняет ценность.
Противоположность между ними не исключает истинности обеих.
Философия черпает свои знания из разума, теология же - из истин откровения и потому является иррациональной. В силу этого они должны противоречить друг другу, и устранить это противоречие невозможно, ибо они исходят из различных предпосылок.
Хотя взгляды латинских аверроистов на проблему отношения науки и теологии не являются полностью однозначными, тем не менее они постулируют развитие научных исследований. Они стараются доказать, что философия, высказываясь против веры, не является ошибочной, напротив, на почве рационального познания она истинна. […]
Точка зрения предметного разграничения, которая, в частности, нашла своё выражение во взглядах Иоанна Салисберийского (1110-1180). Через его рассуждения красной нитью проходит тенденция разграничить теологию и науку по их предметам и целям. Существуют различные методы доказательства истин; к одним приходят путём рассуждений, к другим - ни при помощи чувств, к третьим - через веру».
Юзеф Боргош, Фома Аквинский, М., «Мысль», 1975 г., с. 31-32.
Замечу, что ещё раньше с противоречием «наука-религия» столкнулся Тертуллиан, но предложил своё «решение» путём полного отрицания ценностей науки.
Предшественник Ибн Рушда - Пьер Абеляр предлагал другое решение: проверять догматы веры оценке разума…