Гении Запада и Востока по Альфреду Веберу

Начало »»»


Духовной истории Запада была свойственна противоположная - персонализирующая, «зримо человеческая» - тенденция. Уже сократовские диалоги, в которых впервые в европейской истории были поставлены философско-этические проблемы смысла жизни, дают «пронзительные индивидуальные физиономии» главного героя и множество других индивидуальных характеров, вглядываясь в которые рискуешь забыть всемирно-исторический смысл духовной инициативы Сократа. Подобным же образом духовная история Запада немыслима без «Исповеди» Августина - яркого образца духовных исканий на пути индивидуального обретения истины.

Таким образом, существует принципиальное различие между восточным и западным типом гения.

Гении Востока, рассматривая бытие как страдание, ищут освобождение от личного,  индивидуального. «Они (эти гении – Прим. И.Л. Викентьева) всегда находятся под влиянием тенденции стать лишь функционерами, почти что иллюзорными существами... теряя при этом конкретную человечность».

Западные гении как представители индивидуалистического начала связывают постижение смысла жизни с индивидуальной деятельностью. «Таким образом, на решающих местах душевно-духовного пути Запада стоят великие люди, люди, которые именно благодаря своему собственному неповторимому своеобразию оказали длительное влияние по сравнению с почти что схематичными фигурами Востока».

Гении Востока выполняют свою культурную миссию, становясь как бы сосудами для послания свыше, а гении Запада представляются нам исполнителями собственной миссии.

Альфред Вебер, анализируя первые значительные результаты развития этического отношения человека к миру, выделяет в них три связанных между собой типа жизненных установок. Они различаются между собой в зависимости от характера ответов на «последние вопросы» человеческого существования в мире и делятся на «собственно трагическую», «спекулятивную» (медиативно-философскую) и «профетическую».

Возникновение этих типов жизненных установок связано со спецификой социокультурной динамики восточных и западных областей единого «евразийского блока». В Индии и Китае прослеживается в большей или меньшей степени преемственная линия развития от первых цивилизаций, когда всё новое, в том числе и в сфере духовной культуры, ассимилируется традицией. Здесь ведущей тенденцией является ассимиляция нового (своего и чужого) в лоне старого. В социокультурном смысле здесь имеет место не смена культур, а скорее видоизменение одной и той же культурной традиции».

Партон Т.А., Чёрный Ю.Ю., Человек в потоке истории, М., «Наука», 2006 г., с. 131-136.