Развал течения символизма и возникновение поэтического объединения «Цех поэтов» Н.С. Гумилёва и др.

Поэтическое объединение «Цех поэтов»  было основано в Санкт-Петербурге Н.С. Гумилёвым и О. М. Городецким (строго говоря, объединения с подобными названиями были и в других городах и странах).

Один из главных мотивов создания «Цеха…» - желание его создателей и их друзей отойти от течения символистов…

«Это литературное объединение выросло, можно сказать, на развалинах символизма. Со школьных лет мы знаем это слово, но не всегда видим за ним реальных людей. А среди символистов оказалось немало замечательных писателей, так хорошо потрудившихся во славу русской литературы. Критики вульгаризаторского толка все время пытались скрыть это от читателей, выпятить очевидные и действительные слабости течения. Что ж, из песни слова не выкинуть. Но как беднее стала бы наша русская литература, особенно начала XX века, без А. Блока, А. Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта и других! В эпоху больших социальных потрясений, которые переживала тогда Россия, перед широким фронтом развернувшей наступление реакции, пытавшейся отбросить общественное развитие России во времена рабства, лучшие из символистов старались заразить читателей ощущением грядущих бурь. «Будем как солнце!» - звали они читателя.

Но создатели прекрасных книг не знали законов, по которым шло социальное и экономическое движение русского общества. Далекие от своего главного читателя, не зная его, они все больше начинали ощущать, что выбранные ими формы выражения мысли не соответствуют потребностям общества. Массовый читатель понимал их далеко не всегда, а сильные мира сего, заворачивая гайки, пытались перевести тележку символистов на иные рельсы.

Так начался распад символизма, которому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что к движению примкнуло множество эпигонов, которых не интересовали судьбы развития отечественной литературы.

А. Белый называл этих людей «обозной сволочью», А. Блок -  «пуговицами от бальмонтовских панталон». Но как бы там ни было, к началу 1910-х годов символизм как  литературно-художественное течение в России исчерпал себя».

 Хренков Д.Т., Анна Ахматова в Петербурге-Петрограде-Ленинграде, Л., «Лениздат», 1989 г., с. 42-43.

 

На заседаниях новогоо «Цеха поэтов» устраивались чтения стихов с последующим их критическим разбором. в котором должны были принимать участие все члены объединения.

 «… организаторам «Цеха поэтов» казалось, что они смогут пойти дальше своих учителей-символистов. Они верили в организацию и создавали её по далёким гильдейским законам (то есть, по образцу средневековых цехов - Прим. И.Л. Викентьева). Синдиками (старшинами цеха) стали Н. Гумилёв и С. Городецкий. Обязанности «стряпчего» выполнял юрист Д.В. Кузьмин-Караваев, муж молодой поэтессы Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, будущей «матери Марии», монахини, принявшей в гитлеровском концентрационном лагере смерть вместо молодой русской женщины. В цех входили: Г. Адамович, Н. Бурлюк, Вас. Гиппиус (впоследствии известный историк литературы и поэт-переводчик), М. Зенкевич, М. Лозинский, О. Мандельштам, Вл. Нарбут и некоторые другие. Обязанности секретаря были возложены на Анну Ахматову».

Хренков Д.Т., Анна Ахматова в Петербурге-Петрограде-Ленинграде, Л., «Лениздат», 1989 г., с. 45.


В своём первоначальном составе «Цех…» просуществовал до 1914 года. Позже его неоднократно пытались реанимировать другие люди...