Постоянные самообновления в жизни человека будущего по И.С. Кону

«В начале XXI в. гигантское ускорение технологического и социального обновления, переживаемое как рост общей нестабильности, сделало [...] проблемы ещё более насущными. Как замечают английские социологи Энтони Гидденс и Зигмунт Бауман, для современного общества характерна не замена одних традиций и привычек другими, столь же стабильными, надёжными и рациональными, а состояние постоянного сомнения, множественности источников знания, что делает самость более изменчивой и требующей постоянной рефлексии. В условиях быстро изменяющегося общества неустойчивое, лабильное состояние социальной и личной идентичности становится закономерным и естественным.

Как замечает Бауман, характерная черта современного сознания - приход новой «краткосрочной» ментальности на смену «долгосрочной». Молодых американцев со средним образованием в течение их трудовой жизни ожидает по меньшей мере 11 перемен рабочих мест. Применительно к рынку труда лозунгом дня стала гибкость, «пластичность». Резко выросла пространственная мобильность. Более текучими стали и межличностные отношения, вплоть до самых интимных. Никого уже не удивляют краткосрочные браки или совместное проживание с другом / подругой без регистрации. брака и т. д. То, что мы привыкли считать «кризисом идентичности», - не столько болезнь, сколько нормальное состояние личности, которую динамичные социальные процессы: вынуждают постоянно «отслеживать» изменения в своем социальном положении и статусе, этнонациональных, семейных и гражданских самоопределениях.

Условный, игровой, «перформативный» характер идентификаций распространяется даже на такие, казалось бы, абсолютные идентичности как пол / гендер (проблема смены пола, сексуальной ориентации и т. д.). Это существенно усложняет понимание взаимосвязи нормы и патологии. Например, расстройство гендерной идентичности - это тяжёлое психическое расстройство, однако человек, уверенный в том, что все мужские и женские свойства различаются абсолютно и даны раз и навсегда, также будет испытывать трудности.

Если в новое время проблема идентичности сводилась к тому, чтобы построить и затем охранять и поддерживать собственную целостность, то в современном мире не менее важно избежать устойчивой фиксации на какой-то одной идентичности и сохранить свободу выбора и открытость новому опыту. Как заметил великий русский историк В.О. Ключевский: «твёрдость убеждений - чаще инерция мысли, чем последовательность мышления» (Ключевский. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории, М., 1968 г., с. 344).

Но если раньше психологическая ригидность нередко помогала социальному выживанию, то теперь она чаще ему вредит. Самоидентичность все больше воспринимается сегодня не как некая жёсткая данность, а как незаконченный развивающийся проект (Э. Гидденс).

В условиях быстро меняющегося социума и растущей продолжительности жизни личность просто не может не самообновляться, это не катастрофа, а закономерный социальный процесс, которому соответствует новая философия времени и самой жизни».

Кон И.С., Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г., с. 202-203.