Закономерности и эффекты качественного (!) обучения студентов и взрослых специалистов. Повышение квалификации
Обучение детейЗакономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
X
Закономерности и эффекты качественного (!) обучения студентов и взрослых специалистов. Повышение квалификации
Обучение детейЗакономерности и эффекты качественного (!) обучения дошкольников, школьников…
X
Светоний в частично дошедшем до нас сочинении О грамматиках и риторах, писал:
Постепенно риторика оказалась полезной и честной наукой, и многие стали искать в ней опоры и славы. Цицерон декламировал по-гречески до самого своего преторства, а по-латыни - даже и в более пожилом возрасте, вместе с консулами Гирцием и Пансой, которых он называл своими учениками и взрослыми детьми. Гней Помпей, как передают некоторые историки, перед самой гражданской войной повторял декламационные приемы, чтобы ему легче было выступать против Гая Куриона, дерзкого юноши, защищавшего дело Цезаря; и Марк Антоний, и Август не отказывались от этого даже во время Мутинской войны. Император Нерон декламировал перед народом в первый же год своего правления и ещё два раза до того. Многие ораторы даже издавали свои декламации. Все это возбудило у людей немалое усердие, явилось огромное множество ученых и преподавателей, и они имели такой успех, что иные из низменного состояния достигали сенатского сословия и высших должностей.
Но способ преподавания не был одинаковым у всех и неизменным у каждого, потому что всякий упражнял учеников на разные лады. Был обычай каждый раз по-разному украшать речения образами, примерами и притчами, а повествование вести то вкратце и сжато, то многословно и обильно; иногда перелагали греческие сочинения и восхваляли или порицали великих мужей: даже указывали на некоторые порядки общественной жизни как на полезные и необходимые или как на ненужные и пагубные; часто обосновывали или опровергали достоверность сказаний - греки называют упражнения такого рода анаскевами и катаскевами; наконец, всё это постепенно вышло из употребления, будучи вытеснено контроверсиями.
Темы старинных контроверсий извлекались или из истории, как иногда делается до сих пор, или из действительных событий недавней современности; обычно, предлагая их, сохраняли даже названия местностей. По крайней мере, таковы те из них, которые были собраны и изданы; из их числа не лишним будет привести один-два примера дословно. Однажды летом молодые люди пришли из Рима в Остию, вышли на берег, встретили рыбаков, вытягивавших сеть, и договорились, что купят улов за столько-то. Заплатили деньги, долго ждали, пока вытянут сеть; когда вытянули, в сети оказалась не рыба, а зашитая корзина с золотом. Покупатели утверждают, что улов принадлежит им, рыбаки - что им.
Работорговец, сгоняя с корабля в Брундизии партию рабов, из страха перед сборщиками пошлины надел на красивого и дорого стоившего мальчика буллу и претексту; обман легко удалось скрыть. Пришли в Рим, дело раскрылось, мальчик требует свободы, так как он-де получил ее по воле господина. В старину такие упражнения назывались по-гречески синтесы, потом стали называться контроверсиями. Темы их или выдумывались, или заимствовались из судебной практики.
Цитируется по: Светоний Транквилл Гай, Жизнь двенадцати цезарей, М., Правда, 1988 г., с. 303-304.