Творческое развитие детей
Гипотезы о творческих личностяхГипотезы, связанные с творческой деятельностью и творческими личностями…
Закономерности поведения творческих личностейЗакономерности, связанные с творчеством и творческими личностями…
X
Творческое развитие детей
Гипотезы о творческих личностяхГипотезы, связанные с творческой деятельностью и творческими личностями…
Закономерности поведения творческих личностейЗакономерности, связанные с творчеством и творческими личностями…
X
«1. Деятельность людей содержит в себе, грубо говоря, два типа задач: «старые», решению которых человека учили, которые он делал раньше и для которых приобрёл знания, умения и навыки, и «новые», которых он раньше не делал и решению которых не обучался. Основу подавляющего большинства профессиональных работ составляют «старые» задачи.
СПОСОБНОСТИ вообще предполагают умение решать оба типа задач и поэтому складываются ИЗ ДВУХ ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ: ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ и ТВОРЧЕСКИХ способностей. Соотношение этих частей в различных профессиях, у различных людей и в разных видах работ изменяется в очень широких пределах, но подавляющее большинство профессиональных работ требует преимущественно исполнительских способностей.
2. Развитие исполнительских и творческих способностей идёт принципиально различно:
А. Развитие ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ способностей вначале идёт БЫСТРО но затем, даже при благоприятных условиях, постепенно ЗАМЕДЛЯЕТСЯ (идёт с отрицательным ускорением) и имеет ПРЕДЕЛЫ РАЗВИТИЯ - РЕКОРДЫ.
Кривые развития исполнительских способностей близки по виду к кривым семейства:
ПИ = Р (1-exp bt)
где:
ПИ - продуктивность исполнительской работы,
Р - рекордная продуктивность,
b - декремент «затухания»,
ехр - основание натур. логарифмов,
t - время.
Б. Развитие ТВОРЧЕСКИХ способностей даже при благоприятных условиях вначале идёт МЕДЛЕННО начало остаётся незамеченным, но идёт с «положительным ускорением» и ПРЕДЕЛОВ РАЗВИТИЯ НЕ ИМЕЕТ, может продолжаться безгранично, если сохраняются условия для их развития (на всём активном участке)
Кривые развития творческих способностей близки к показательной функции (экспоненте) вида:
ПТ = a exp bt
где:
ПТ - продуктивность творческой деятельности,
a - коэффициент,
eхр - основание натур. логарифмов,
b - декремент возрастания, зависящий от условий развития и величины асинхроната,
t - время.
3. Методы формирования исполнительских и творческих способностей принципиально различны.
А. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ - продукт обучения, продукт УСВОЕНИЯ ранее открытого, продукт запоминания, повторения, тренировки и им подобных методов. Они - главный продукт традиционного обучения, в котором принуждение как движущая сила стоит на первом месте.
Б. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ - продукт САМОДВИЖЕНИЯ, самостоятельного разрешения задач и вопросов, самостоятельного вскрытия закономерностей и связей между предметами и явлениями, продукт работы мозга по пути «от открытия истин, всем известных, к открытию истин, известных немногим, и, наконец, к открытию истин, никому не известных» (К. Э. Циолковский). Это продукт развития, развития свободного, при котором интерес, увлечение и страсть главные движущие силы.
4. КАЖДЫЙ здоровый (физически и умственно) ребёнок, рождаясь, ОБЛАДАЕТ СПЕЦИФИЧЕСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ головным мозгом, и нервной системой в целом, и КОЛОССАЛЬНЫМИ (тоже специфически человеческими) ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ.
У него могут развиться как исполнительские, так и творческие способности КО ВСЕМ ВИДАМ человеческой ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. И если физическое развитие значительно предопределяется генетической программой (особенно морфологически), то богатство возможностей умственного развития скрыто не в природе наследственности, а в сроках начала, МЕТОДАХ и УСЛОВИЯХ развития ребёнка.
5. Мозг ребёнка, составляющий при рождении всего 25% «по массе» мозга взрослого, особенно быстро растёт и «дозревает» в первые месяцы и годы жизни (к 9 месяцам удваивается, к 2,5 года утраивается и к 7 годам он составляет уже 90%).
Это «дозревание», то есть рост количества новых клеток и особенно анатомических связей между ними, зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется жизнью образование новых. Это «время дозревания» и есть время наивысшей пластичности, наивысшей чувствительности к внешним условиям, наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самое благоприятное время для «закладки» и начала развития всего многообразия человеческих способностей.
6. Но развиваться начинают у ребёнка только ТЕ способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Так как у каждого ребёнка в семье создаются свои особые стимулы и условия для развития способностей, и только каких-то определённых, то дети с самого начала «попадают» на разные кривые и развиваются по-разному, как в отношении состава способностей, так и в отношении успешности их развития. У одних могут развиться только некоторые исполнительские способности, у других к ним могут добавиться творческие. В этот период и складываются те психические особенности, которые у нас потом и называют «природными данными» ребёнка. Их может быть много, если деятельность ребёнка была разнообразной, и очень мало, если условия для деятельности были убогими. Сказывается на развитии и складывающийся характер ребёнка, и его отношения со взрослыми и с детьми, и другие условия.
7. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то возможно «попадание на оптимальную или близкую к ней кривую развития» и тогда:
- развитие может идти ЛЕГКО - с наименьшей затратой сил и времени со стороны ребёнка;
- развитие может идти БЫСТРО - с наивысшим из возможных ускорением;
- развитие может достичь НАИБОЛЬШЕЙ ВЫСОТЫ, и ребёнок может стать способным, талантливым и даже гениальным человеком.
8. Возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если они «не нужны», то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если у ребёнка нет необходимых видов деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.