Гипотеза «НУВЭРС» по Б.П. Никитину

«1. Деятельность людей содержит в себе, грубо говоря, два типа задач:  «старые», решению которых человека учили, которые он делал раньше и для  которых приобрёл знания, умения и навыки, и «новые», которых он раньше не делал и решению которых не обучался. Основу подавляющего большинства  профессиональных работ составляют «старые» задачи.

СПОСОБНОСТИ вообще предполагают умение решать оба типа задач и поэтому  складываются ИЗ ДВУХ ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ: ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ и  ТВОРЧЕСКИХ способностей. Соотношение этих частей в различных профессиях, у  различных людей и в разных видах работ изменяется в очень широких пределах,  но подавляющее большинство профессиональных работ требует преимущественно  исполнительских способностей.

2. Развитие исполнительских и творческих способностей идёт принципиально  различно:

А. Развитие ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ способностей вначале идёт БЫСТРО но затем, даже  при благоприятных условиях, постепенно ЗАМЕДЛЯЕТСЯ (идёт с отрицательным  ускорением) и имеет ПРЕДЕЛЫ РАЗВИТИЯ - РЕКОРДЫ.

Кривые развития исполнительских способностей близки по виду к кривым  семейства:

ПИ = Р (1-exp bt)

где:
ПИ - продуктивность исполнительской работы,
Р - рекордная продуктивность,
b - декремент «затухания»,
ехр - основание натур. логарифмов,
t - время.

Б. Развитие ТВОРЧЕСКИХ способностей даже при благоприятных условиях вначале  идёт МЕДЛЕННО начало остаётся незамеченным, но идёт с «положительным  ускорением» и ПРЕДЕЛОВ РАЗВИТИЯ НЕ ИМЕЕТ, может продолжаться безгранично,  если сохраняются условия для их развития (на всём активном участке)

Кривые развития творческих способностей близки к показательной функции  (экспоненте) вида:

ПТ = a exp bt

где:

ПТ - продуктивность творческой деятельности,
a - коэффициент,
eхр - основание натур. логарифмов,
b - декремент возрастания, зависящий от условий развития и величины  асинхроната,
t - время.

3. Методы формирования исполнительских и творческих способностей  принципиально различны.

А. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ - продукт обучения, продукт УСВОЕНИЯ ранее  открытого, продукт запоминания, повторения, тренировки и им подобных  методов. Они - главный продукт традиционного обучения, в котором принуждение  как движущая сила стоит на первом месте.

Б. ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ - продукт САМОДВИЖЕНИЯ, самостоятельного  разрешения задач и вопросов, самостоятельного вскрытия закономерностей и  связей между предметами и явлениями, продукт работы мозга по пути «от  открытия истин, всем известных, к открытию истин, известных немногим, и,  наконец, к открытию истин, никому не известных» (К. Э. Циолковский). Это  продукт развития, развития свободного, при котором интерес, увлечение и  страсть главные движущие силы.

4. КАЖДЫЙ здоровый (физически и умственно)  ребёнок, рождаясь, ОБЛАДАЕТ  СПЕЦИФИЧЕСКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ головным мозгом, и нервной системой в целом, и  КОЛОССАЛЬНЫМИ (тоже специфически человеческими) ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ.

У него могут развиться как исполнительские, так и творческие способности КО  ВСЕМ ВИДАМ человеческой ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. И если физическое развитие значительно  предопределяется генетической программой (особенно морфологически), то  богатство возможностей умственного развития скрыто не в природе наследственности, а в сроках начала, МЕТОДАХ и УСЛОВИЯХ развития  ребёнка.

5. Мозг  ребёнка, составляющий при рождении всего 25% «по массе» мозга  взрослого, особенно быстро растёт и «дозревает» в первые месяцы и годы жизни  (к 9 месяцам удваивается, к 2,5 года утраивается и к 7 годам он составляет  уже 90%).

Это «дозревание», то есть рост количества новых клеток и особенно анатомических связей между ними, зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется жизнью образование новых. Это «время дозревания» и есть время наивысшей пластичности, наивысшей чувствительности к внешним условиям, наивысших и  самых широчайших возможностей к развитию. Это самое благоприятное время для  «закладки» и начала развития всего многообразия человеческих способностей.

6. Но развиваться начинают у  ребёнка только ТЕ способности, для развития  которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем  благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается  развитие. Так как у каждого  ребёнка в семье создаются свои особые стимулы и  условия для развития способностей, и только каких-то определённых, то дети с  самого начала «попадают» на разные кривые и развиваются по-разному, как в  отношении состава способностей, так и в отношении успешности их развития. У  одних могут развиться только некоторые исполнительские способности, у других  к ним могут добавиться творческие. В этот период и складываются те  психические особенности, которые у нас потом и называют «природными данными»   ребёнка. Их может быть много, если деятельность  ребёнка была разнообразной,  и очень мало, если условия для деятельности были убогими. Сказывается на  развитии и складывающийся характер  ребёнка, и его отношения со взрослыми и с  детьми, и другие условия.

7. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по  времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то возможно «попадание на  оптимальную или близкую к ней кривую развития» и тогда:
- развитие может идти ЛЕГКО - с наименьшей затратой сил и времени со стороны  ребёнка;
- развитие может идти БЫСТРО - с наивысшим из возможных ускорением;
- развитие может достичь НАИБОЛЬШЕЙ ВЫСОТЫ, и  ребёнок может стать способным,  талантливым и даже гениальным человеком.

8. Возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент»  созревания, не остаются неизменными. Если они «не нужны», то есть  соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если у  ребёнка  нет необходимых видов деятельности, то эти возможности начинают  утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.

 

Продолжение »