Еретики нарушают сложившиеся нормы и делают прорыв в будущее по Эмилю Дюркгейму

«По афинскому праву Сократ был преступником и осуждение было вполне справедливым. Между тем его преступление - именно самостоятельность его мысли - было полезно не только для человечества, но и для его родины.

Оно возвещало новую нравственность и новую веру, в которых нуждались тогда Афины потому, что традиции, в которых они жили до тех пор, не отвечали более условиям их существования. Этот пример не единственный, он воспроизводится в истории  периодически.

Свобода мысли, которой мы теперь пользуемся, никогда не могла бы быть провозглашена, если бы правила, её стеснявшие, не были нарушаемы прежде, чем были торжественно отменены.

Между тем в этот момент это нарушение было преступлением, так как оно оскорбляло чувства, очень живые ещё в большинстве сознаний. А всё-таки это преступление было полезно, так как оно служило прелюдией для преобразований, становившихся день ото дня все более  необходимыми. 

Свободная  философия  имела  своими  предшественниками  еретиков всякого рода, которые справедливо преследовались светскою властью в течение всех веков и почти до нашего времени».

Эмиль Дюркгейм, Метод социологии, Харьков-Киев, 1899 г., с. 78.

 

Гениальное достижение / результат