Гомология органов по Жоффруа Сен-Илеру и Ричарду Оуэну

Вероятно, ещё в древности было замечена аналогичность строения органов у различных биологическихз объектов (например рук и у человека и лап животного), но в научном смысле этим стал заниматься Жоффруа Сен-Илер.

«… важнейшим достижением Жоффруа явилась идея гомологии. Ещё в 1807 году он удивил самого Кювье, убедительно показав, что черепа зверя и рыбы состоят из костей, в некотором смысле одинаковых.

Это казалось невозможным: в рыбьем черепе костей гораздо больше - куда, хотя бы, деть четыре кости жаберной крышки? Однако Жоффруа нашёл соответствие всему; в частности - и этим четырем костям: им соответствуют (ныне это знает любой зоолог) 4 косточки слухового аппарата млекопитающих. Как же он доказал это? Оказалось, что соответствие очевидно, если рассматривать развитие зародышей. Тут-то и открылся путь, по которому Жоффруа впоследствии пришёл к своей знаменитой теории; эволюцию движет изменение способов развития зародыша, а те следуют за изменениями условий среды, в которой живут организмы.

В 1822 году Жоффруа ввёл 4 понятия: равновесие (balancement) органов, связи (connexions) органов, органы-гомологи (homologues) и сродство (affinite) частей к целому […] Слова «гомология» у него нет, но идея принадлежит ему, что признал ведущий палеонтолог Ричард Оуэн, «английский Кювье», автор термина «гомология» […]

(1) Частной гомологией он именовал «органы у разных животных при всевозможных вариациях их формы и функции». Её примеры известны: рука и крыло, волос и перо, слюнная и ядовитая железы змей и т.д.

Этой гомологии противостоит аналогия: исполнение сходной функции органом иного происхождения (ядовитая железа во рту змеи и на коже лягушки).

(2) Общей гомологией Оуэн именовал указание на положение части в целом. Все скелеты позвоночных он рассматривал как вариации единого архетипа (идеального скелета), а все его кости - как вариации частей идеального (архетипического) позвонка. Следуя Окену и Карусу, он полагал череп состоящим из нескольких поясов, каждый из которых являет собой видоизменение идеального позвонка, и таким же позвонком считал пояс рёбер (реальный позвонок с парой рёбер и элементом грудины), а также пояс конечностей. В этой мысленной конструкции общей гомологией обладали элементы, происшедшие из одной и той же части идеального позвонка. Так, Оуэн выделял в реальном позвонке пару гемапофизов (щитков, ограждающих кровеносную трубку), и указывал их видоизменения в остальных позвонках (поясах): часть нижней челюсти, коракоид (клювовидная кость) плечевого пояса, пара реальных гемапофизов, подвздошная кость - все они, по Оуэну, связаны друг с другом общей гомологией.

(3) Серийной гомологией он называл тот вариант общей гомологии, когда гомологичные элементы несут сходные функции. Так, одну серию составляют позвонки, другую - фаланги пальцев, третью - конечности. […]

Всё это выглядело запутанно и надуманно, от чего можно легко отказаться, что и было сделано с победой дарвинизма. Тем удивительнее, что через 120 лет биологи вынуждены были всё это вспомнить […] Замечу, что у Оуэна архетип понят как нечто интуитивное».

Чайковский Ю.В., Активный связный мир. Опыт теории эволюции жизни, М., «Товарищество научных изданий КМК», 2008 г., с. 79-80.