Анализируя детские годы творческих личностей, Г.С. Альтшуллер заметил, что часто толчком к дальнейшему творчеству было яркое детское впечатление, названное им «Встреча с Чудом».
Статистика показывает, что часто это серия, система событий.
Для взрослых специалистов таким толчком часто бывает встреча с трагедией или то, что человек воспринял как трагедию…
Наставник-профессионал творческой личности в юности и критерии творческой деятельности
Если встреча Наставника-1 более характерна для периода детства, то для встречи в юности оптимально, если Наставник-2 поможет сформировать высокие критерии / эталоны человеческой и творческой деятельности.
«На раннем этапе развития ребёнка, по мнению исследователей Г. С. Альтшуллера и И. М. Вёрткина, Чудо обладает, как минимум, двумя качествами:
1. Необычностью на фоне привычной среды.
2. Не «игрушечностью», а «всамделишностью».
Поясним. Здесь важно воздействовать на ребёнка не на привычно-информационном уровне, а вызывать эмоционально-физиологическое потрясение, аффект. Именно этому, к сожалению, способствуют трагические или драматические события, запреты, и, к счастью, - нерешённые проблемы, возможность уединиться, «выпасть» из текучки будней. Авторы работы не исключают, что «встреча с Чудом» ведёт к формированию доминантного очага у будущей творческой личности. Как показал академик А. А. Ухтомский, подобный стойкий очаг, способен «самоподпитываться» впечатлениями внешней среды, формировать поведение человека в соответствии с доминантой. «Как общая формула, доминанта говорит лишь то, что из самых умных вещей глупец извлечёт повод для продолжения глупостей и из самых неблагоприятных условий умный извлечет умное». […]
В дополнение к двум названным качествам, событие-Чудо должно:
3. Обладать близостью к границе познания и/или общепринятым пределам человеческих способностей.
4. Обладать близостью к индивидуальным наклонностям ребёнка, подростка.
5. Быть системно связано с предыдущими и последующими Чудо-событиями жизни»
Березина В. Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю., Детство творческой личности: Встреча с Чудом. Наставники. Достойная цель, СПб, «Издательство Буковского» , 1995 г., с.26.
Мною выявлено несколько десятков механизмов, встречающихся в детстве выдающихся людей. Перечислим несколько из них:
По мнению Г.С. Альтшуллера, для этого периода хорошо, если будущая творческая личность выберет независимую цель (то есть, не навязанную ей Внешними обстоятельствами).
Обычно встреча с Наставниками-1,2 полуслучайна, если родители творческой личности не проявляют должной активности. Но, поскольку творческая личность растёт, получает первые результаты, выбирает цели, то на следующем этапе возможен активный поиск / выбор своих Учителей-наставников…