Инструкция по работе с Контекстной панелью

Наставник-профессионал творческой личности в юности и критерии творческой деятельности

Если встреча Наставника-1 более характерна для периода детства, то  для встречи  в юности  оптимально, если Наставник-2 поможет сформировать высокие критерии / эталоны человеческой и творческой деятельности.

«На раннем этапе развития ребёнка, по мнению исследователей Г. С. Альтшуллера и И. М. Вёрткина, Чудо обладает, как минимум, двумя качествами:

1. Необычностью на фоне привычной среды.

2. Не «игрушечностью», а «всамделишностью».

Поясним. Здесь важно воздействовать на ребёнка не на привычно-информационном уровне, а вызывать эмоционально-физиологическое потрясение, аффект. Именно этому, к сожалению, способствуют трагические или драматические события, запреты, и, к счастью, - нерешённые проблемы, возможность уединиться, «выпасть» из текучки будней. Авторы работы не исключают, что «встреча с Чудом» ведёт к формированию доминантного очага у будущей творческой личности. Как показал академик А. А. Ухтомский, подобный стойкий очаг, способен «самоподпитываться» впечатлениями внешней среды, формировать поведение человека в  соответствии с доминантой. «Как общая формула, доминанта говорит лишь то, что из самых умных вещей глупец извлечёт повод для продолжения глупостей и из самых неблагоприятных условий умный извлечет умное». […]

В дополнение к двум названным качествам, событие-Чудо должно:

3. Обладать близостью к границе познания и/или общепринятым пределам человеческих способностей.

4. Обладать близостью к индивидуальным наклонностям ребёнка, подростка.

5. Быть системно связано с предыдущими и последующими Чудо-событиями жизни»

Березина В. Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю., Детство творческой личности: Встреча с Чудом. Наставники. Достойная цель,  СПб, «Издательство Буковского» , 1995 г., с.26.

 

Мною выявлено несколько десятков механизмов, встречающихся в детстве выдающихся людей. Перечислим несколько из них:

- Яркое, позитивное и запоминающееся событие

- Знакомство с иной средой, нарушением традиций

- Ограничение внешних воздействий и реакций детей

- Знакомство с красивым, неожиданным решением…

- Самостоятельное успешное решение неочевидной задачи…

- Ранее освоение профессиональных технических приёмов

- Привлечение и удержание внимания к себе любой ценой

 

По мнению Г.С. Альтшуллера,  для этого периода хорошо, если будущая творческая личность выберет независимую цель (то есть, не навязанную ей Внешними обстоятельствами).

Обычно встреча с Наставниками-1,2  полуслучайна, если родители творческой личности не проявляют должной активности. Но, поскольку творческая личность растёт, получает первые результаты, выбирает цели, то на следующем этапе возможен активный поиск / выбор своих Учителей-наставников…

(С) Викентьев И.Л., 1996