Различные способы преобразования информации и знаний
ЛитератураЛитература
Появление нового жанраСоздание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
X
Различные способы преобразования информации и знаний
ЛитератураЛитература
Появление нового жанраСоздание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
X
«1) Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален), и языком, не имеющим определённого значения, (не застывшим) заумным. Общий язык связывает, свободный позволяет выразиться полнее (пример: го оснег кайд и т. д.).
2) Заумь - первоначальная (исторически и индивидуально) форма поэзии. Сперва - ритмически-музыкальное волнение, пра-звук (поэту надо бы записывать его, потому что при дальнейшей работе может позабыться).
3) Заумная речь рождает заумный пра-образ (и обратно) - неопределимый точно, например: безформенные бука, Горго, Мормо; Туманная красавица Илайяли; Авоська да Небоська и т. д.
4) К заумному языку прибегают:
а) когда художник даёт образы ещё не вполне определившиеся (в нём или во вне),
в) когда не хотят назвать предмет, а только намекнуть - заумная характеристика: он какой-то эдакий, у него четыреугольная душа, - здесь обычное слово в заумном значении. Сюда же относятся выдуманные имена и фамилии героев, название народов, местностей, городов и проч., напр.: Ойле, Блеяна, Вудрас и Барыба, Свидригайлов, Карамазов, Чичиков и др. (но не аллегорические, как-то: Правдин, Глупышкин, - здесь ясна и определена их значимость).
c) Когда теряют рассудок (ненависть, ревность, буйство…).
d) Когда не нуждаются в нём - религиозный экстаз, любовь. (Глосса восклицания, междометия, мурлыканья, припева, детский лепет, ласкательные имена, прозвища, - подобная заумь имеется в изобилии у писателей всех направлений).
5) Заумь пробуждает и даёт свободу творческой фантазии, не оскорбляя, её ничем конкретным. От смысла слово сокращается, корчится, каменеет, заумь же - дикая, пламенная, взрывная (дикий рай, огненные языки, пылающий уголь)
6) Таким образом надо различать три основные формы словотворчества:
I. Заумное - а) песенная, заговорная и наговорная магия.
в) «Обличение (название и изображение) вещей невидимых» - мистика.
с) Музыкально-фонетическое словотворчество – инструментовка, фактура.
II. Разумное (противоположность его безумное, клиническое, имеющее свои законы, определяемые наукой, а что сверх научного познания - входит в область эстетики наобумного).
III. Наобумное (аллогичное, случайное, творческий прорыв, механическое соединение слов: оговорки, опечатки, ляпсусы, сюда же, отчасти, относятся звуковые и смысловые сдвиги, национальный акцент, заикание, сюсюканье и пр.).
7) Заумь - самое краткое искусство, как по длительности пути от восприятия к воспроизведению, так и по всей форме, например: Кубоа, (Гамсун), Хо-бо-ро и др.
8) Заумь - самое всеобщее искусство, хотя происхождение и первоначальный характер его могут быть национальными, например; Ура, Эван - эвое! и др.
Заумные творения могут дать всемирный поэтический язык, рождённый органически, а не искусственно, как эсперанто».
Кручёных Алексей, Кукиш прошлякам: фактура слова. Сдвигология русского стиха. Апокалипсис в русской литературе, Москва-Таллин, «Гилея», 1992 г., с. 125-126.