Дипластия и различные дихотомии по Б.Ф. Поршневу

«… ультрапарадоксальное состояние в высшей нервной деятельности животных порождается столкновением, т.е. одновременным наличием двух раздражений, противоположных друг другу по своему знаку, - возбуждающего какую-то деятельность и тормозящего её, следовательно, дифференцируемых. В этом «трудном состоянии» нервная система животного даёт неадекватную или «срывную» реакцию, а именно реагирует не данной деятельностью, а той, которая являлась её скрытой тормозной доминантой - её подавленной «антидеятельностью». У животных это растормаживание последней («неадекватный», «смещённый» рефлекс) не может стать стабильным, у человека оно фиксируется благодаря имитатогенности выражения эмоций в мимике и жесте (эхопраксия) и особенно благодаря имитатогенности речи (явная или скрытая эхолалия). […]  в глубине истории царит операция образования дипластий, фундаментально несовместимая с нейрофизиологическими операциями в рамках первой сигнальной системы. Дипластия воспроизводит как раз то одновременное наличие двух противоположных друг другу раздражений, которое «срывает» нормальную высшую нервную деятельность у животных.

Универсальная операция, с одной стороны, высшей нервной деятельности животных, с другой - формальной логики человека - дихотомия, т.е. деление на «то» и «не то», иначе, на «да» и «нет». Однако в эволюции между тем и другим, несмотря на всё их сходство, лежит уровень операций, которые не являются дихотомией и обратны ей: дипластия.

Принцип последней тоже бинарный (двоичный), но это не бинарные деления, а бинарные сочетания.

Необходимость предположить такой средний уровень станет ясной и кибернетикам, конструирующим машины на двоичном принципе, если они вспомнят, что формальная логика делит надвое не объекты, а истинные и неистинные суждения, каковые могут быть неистинными только потому, что представляют собою сочетание, связывание двух различаемых элементов (что касается «ошибок» животного, то выше уже отмечалось, что это нарушение им замысла экспериментатора, биологически же животное всегда право; так, в ситуации «проб и ошибок» «ошибки» вовсе не ошибочны, они целесообразны).

Создание дипластий - сублогика, преодоление дипластий - формальная логика. Преодоление дипластий можно определить так же, как дезабсурдизацию абсурда. Я не нашёл слова «абсурд» ни в одной энциклопедии, в том числе философской. В курсах и учебниках логики тоже нет объяснения этого фундаментального понятия: оно представляется самоочевидным и чисто негативным. В переводе «абсурд» - «невнятность», т.е. всего лишь неразборчивость, непонятность. В обычном толковании - бессмысленность, нелепость, что в свою очередь требовало бы объяснения. Обычно абсурд выступает просто как невыполнение условий логики. Но что, если перевернуть: логика - это невыполнение условий абсурда? Такая инверсия не будет забавой ума и тавтологией, если даст более широкое обобщение. Так оно и есть.

Как условия абсурда можно было бы сформулировать противоположности трём основным законам логики:

1) обязательность многозначности (минимум двусмысленности) терминов, т.е. А ≠ А,

2) обязательность противоречия,

3) вместо «ИЛИ -ИЛИ» - «И - И».

В таком случае всякую логичность следует рассматривать как нарушение этих правил. Далее, есть возможность эти формулировки законов абсурда свести к одной позитивной. А именно, формулой абсурда может служить А ≡ В. Употребив две разные буквы - А и В, мы показали, что оба элемента различны, но, соединив их знаком тождества, тремя чёрточками, мы показали, что они  тождественны. Любопытно, что логик Коген в «Критике чистой логики» тоже представил подлинной элементарной основой мышления не пустое тождество А=А, а тождество А ≡ В, хотя у него нет и следа генетического подхода к мышлению. К данной внутренней структуре дипластий нужно добавить указание на её внешнее положение: она тем чище, чем она изолированнее, т.е. не входит в цепь других подобных.

Оба элемента пары, по определению, должны быть столь же несовместимы друг с другом, как нейрофизиологические явления возбуждения и торможения. Но это значит лишь, что и в самом тесном слиянии они не смешиваются. Собственно, к физиологическому антагонизму возбуждения и торможения восходит всякое явление функциональной оппозиции в человеческой психике, включая речь (фонологическая и синтаксическая оппозиция). Но это не значит, как уже говорилось, что человек в дипластий может сливать возбуждение и торможение, - он может сливать в дипластий два раздражителя противоположного знака. Эта спайка - явление особого рода: в глубоком прошлом бессмыслица внушала священный трепет или экстаз, с развитием же самой речи, как и мышления, бессмысленное провоцирует усилия осмысления. По афоризму Н.И. Жинкина, «речь есть не что иное, как осмысление бессмысленного». Дипластия под углом зрения физиологических процессов - это эмоция, под углом зрения логики - это абсурд».

Поршнев Б.Ф., О начале человек ческой истории (проблемы палеопсихологии), СПб, «Алетейя»,  2007 г., с. 467-468. 

 

Далее Б.Ф. Поршнев описывает известные ему способы, если так можно выразиться «разрешения диспластий»:

1. Замена «бинарной структуры» (дипластий) «бинарной оппозицией», сдвоенности - раздвоенностью. Явление бинарной оппозиции, или дуальности, т.е. двоичности, глубоко архаично и весьма характерно для первобытной социальной и духовной культуры. Два члена некоей пары как бы разбежались в противоположные стороны, они мыслятся через исключение друг друга по принципу «или - или». Их именно два: две противостоящих фратрии рода, два тотема, наделенных свойством оппозиции, деление всех вещей на два класса. Ум ищет и находит в объективной действительности явные двоичности - женщина и мужчина, правая рука и левая и т.п. - и использует их как опору и модель для операций, обратных дипластиям. Впрочем, сплошь и рядом улавливается, а то и отчетливо выступает рудимент не вполне «растащенной» дипластий, т.е. волнующее среднее звено, таинственный медиатор между двумя полярными членами (типа «гермафродит», «сердцевина тела»). В результате троичность оказывается древнее двоичности; всякий «порог» между полярностями долго остается сакральным; полюсам присуще также в древнейших культурах подчас меняться местами посредством сакрального ритуала, что  свидетельствует о том, что точка их перекрещения, где они кратковременно сливаются, древнее их антонимичности, т.е. отвечает дипластий. Однако эта шаткость древнейшей антонимии и её незавершенность устраняются следующей формой.

2. Противопоставление «это» и «всё остальное». Последнее выразительно присутствует в речемыслительном феномене имен собственных, о котором выше шла речь только как о примере амбивалентности знака и денотата в дипластий, т.е. отсутствия значения. Но всё же имя собственное имеет незаметную семантическую сторону: оно - разделитель между тем, что названо этим именем, и всем остальным, всем, что не есть имярек, оно - лишь граница между тем и другим и, следовательно, в равной мере означает данное нечто и все, кроме него, например всех иных людей, кроме данного племени, все иные земли, кроме данной, и пр. Как видно, здесь производится не только отрицание, но и обобщение (в негативной форме) неограниченного объема явлений одного рода, одного порядка. Какое важное дополнение к тому, что сказано выше о генезисе общих понятий: там отмечено, что две взаимозаменимых вещи составляют элементарное зерно всякого общего понятия, - здесь мы видим негативную завязь той безграничности объёма, которая составит другой полюс характеристики общего понятия.

3. Образование контраста и несовместимости посредством отрицаний типа «не», «без», «а» и т.п. Во-вторых, несходные элементы расщепленной дипластий интеллект соединяет посредством подведения их под общую «крышу»: их взаимное разобщение подтверждается тем, что при соединении или взаимной замене они аннигилируются, но не так, как в предыдущей группе операций, т.е. полностью, а с некоторыми остатком. Для этого требуется отвлечь, отщепить от двух (и более) представлений или предметовнечто им общее – признак, свойство или функцию».

Поршнев Б.Ф., О начале человек ческой истории (проблемы палеопсихологии), СПб, «Алетейя»,  2007 г., с. 473-474. 

 

Должен заметить, что изложенное выше Б.Ф. Поршневым переусложнено, за счёт использования многочисленных понятий.
С позиций современной психофизиологии и
ТРИЗ:

а) животное или человек может воспринимать одновременное поступление двух противоположных сигналов как невроз

б) в рамках ТРИЗ известны многочисленные способы разрешения противоречий при решении творческих задач…