Обсуждение нерешённых задач на коллоквиуме по Арнольду Зоммерфельду

Арнольд Зоммерфельд как учитель имел успех благодаря умению чётко и правильно выразить идею, удачно выбрать предмет лекции, «… которая заставляла даже студентов младших курсов  понимать, что за пределами установленной теории лежит область ещё многих нерешённых задач.

Характерной чертой стиля Зоммерфельда являлось широкое использование математики и философии. Однако оно не было обременено громоздкими математическими вычислениями и  туманными философскими рассуждениями. Для его метода преподавания свойственно, что многие из проблем, обсуждаемых им на лекции для студентов старших курсов, а также на семинарах, были как раз теми, которые он сам собирался решить. Столкнувшись неожиданно с серьёзными затруднениями, он не боялся думать вслух, таким образом, демонстрируя студентам, что и ему необходимо сделать несколько попыток, прежде чем найти путь к решению задачи.

«Лекции Зоммерфельда - шедевры чёткого изложения, - отмечал Л. Полинг. - Объясняя трудную тему, он никогда не делал уступок целесообразности, а всегда брался за неё с энергией, добиваясь ясного изложения, которое понимали способные студенты, собравшиеся вокруг него. Он не оставлял в рассуждениях ничего неясного, что могло бы озадачить студента. Зоммерфельд обычно указывал места, где теория была ещё сомнительной, чтобы студент знал, что его непонимание объясняется состоянием науки».

Обычно А. Зоммерфельд начинал свои лекции с упражнений, подводя постепенно слушателей к важнейшим физическим проблемам. Он высоко ценил и поощрял особо прилежных студентов, которые во время лекций проявляли оригинальность мышления. Он много внимания уделял подбору студентов, основываясь исключительно на собственном мнении.

Как учитель А. Зоммерфельд брал за образец своих собственных учителей - Д. Гильберта и Ф. Клейна. У первого он научился затрагивать в дискуссиях актуальные научные проблемы, у второго - искусству работать у доски.

Следует отметить, что контакты с учениками, слушателями, взаимодействие с аудиторией были органично необходимы и самому А. Зоммерфельду. Он принадлежал к тому типу учёных, которые нуждались в сотрудничестве с другими. Это было неотъемлемой чертой его творчества. Вступая в контакт со студентами, он, как отмечал» П. Дебай, «продолжал свой научный поиск».

«Его осеняли идеи даже тогда, - писал в этой связи М. Лауэ, - когда он преподавал, даже у доски во время лекций он творил и делал открытия. Поэтому его лекции будоражили мысль и вызывали такое одушевление, что могло, например, случиться, что какой-нибудь сформировавшийся зоолог, попавший случайно к нему на коллоквиум, обращался поле этого к теоретической физике…»

Храмов Ю.А., Научные школы в физике, Киев, «Наукова думка», 1987 г., с. 126.