Создание научных моделей и организация экспериментов. Кибернетика.
Гипотезы о творческих личностяхГипотезы, связанные с творческой деятельностью и творческими личностями…
X
Создание научных моделей и организация экспериментов. Кибернетика.
Гипотезы о творческих личностяхГипотезы, связанные с творческой деятельностью и творческими личностями…
X
Иоганн Лафатер издёт в 4-х томах: Физиогномические фрагменты для поощрения человеческих знаний и любви / Physiognomische Fragmente zur Beforderung der Menschenkenntniss und Menschenliebe в Лейпциге и Винтертуре.
Книга обильно иллюстрировалась гравюрами, созданными на основе рисунков автора. Некоторые фрагменты текста написали знакомые Лафатера: Гердер и Гёте.
В книге указывалось 100 принципов физиогномики, не приведенных в какую-либо систему.
«Суть же физиогномики Лафатера сводилась к следующему. Человек - существо животное, моральное и интеллектуальное, то есть - вожделеющее, чувствующее и мыслящее. Эта природа человека выражается во всем его облике, поэтому, в широком смысле слова, физиогномика исследует всю морфологию человеческого организма.
Так как наиболее выразительным зеркалом души человека является голова, то физиогномика может ограничиться изучением лица. Интеллектуальная жизнь выражена в строении черепа и лба, моральная - в строении лицевых мышц, в очертании носа и щек, животные черты отражают линии рта и подбородка. Центр лица, его главная деталь - глаза, с окружающими их нервами и мышцами. Таким образом, лицо делится как бы на этажи, соответственно трем основным элементам, составляющим главную сущность каждого. Физиогномика изучает лицо в покое. В движении и волнении его изучает патогномика.
Разработав такую теорию, сам Лафатер не следовал ей на практике. С детства он любил рисовать портреты, был исключительно впечатлительным, и лица, поразившие его красотой или уродством, перерисовывал по многу раз. Зрительная память у него была великолепна. […]
Лафатер родился в Цюрихе, изучал там богословие и с 1768 года до самой смерти занимал должность сначала приходского дьякона, а потом пастора в своем родном городе. Он продолжал рисовать уши, носы, подбородки, губы, глаза, профили, анфасы, силуэты - и всё это с комментариями. Постепенно Лафатер поверил в свою способность определять по внешности ум, характер и присутствие (или отсутствие) божественного начала в человеке. Он имел возможность проверять верность своих характеристик на исповедях. В его альбомах были рисунки фрагментов лиц всей его паствы, портреты людей знакомых и незнакомых, выдающихся, великих и обыкновенных. Он анализировал в «Физиогномике» лица великих людей разных времен по их портретам, и некоторые характеристики производили впечатление гениальных догадок в области психологии.
По Лафатеру, у Фридриха Барбароссы глаза гения, складки лица выражают досаду человека, не могущего вырваться из-под гнета мелких обстоятельств.
Для скупцов и сластолюбцев характерна выпяченная нижняя губа. […]
Широкое расстояние между бровями и глазами у Декарта указывает на разум не столько спокойно-познающий, сколько пытливо стремящийся к этому.
В мягких локонах Рафаэля проглядывает выражение простоты и нежности, составляющих сущность его индивидуальности.
У Игнатия Лойолы, бывшего сперва воином, затем - основателем ордена иезуитов, воинственность видна в остром контуре лица и губ, а иезуитство проявляется в «вынюхивающем носе» и в лицемерно полуопущенных веках.
Изумительный ум Спинозы ясно виден в широком пространстве лба между бровями и корнем носа».
100 великих феноменов / Автор-составитель Н.Н. Непомнящий, М., «Вече», 2007 г., с.43-45.
«В основе труда Лафатера лежит представление о познании особенностей внутреннего устроения человека через особенности его внешнего устроения. Интеллектуальную жизнь он определял по строению костей головы и очертаниям черепа, лба и бровей; моральную и чувственную исследовал форме носа, щек и по устроению лицевых мускулов; животные качества - по линии подбородка и складу рта. «Этажам» лица соответствуют, согласно Лафатеру, «этажи души». В то же время, подобными «этажами жизни» обладают все автономые «целостности» - все части тела и органы лица. Так, например, преобладание (выпирание) верхней губы над нижней свидетельствует о контроле духовных свойств личности над материальными; «легкий горб на носу - признак поэзии». Особое место в системе Лафатера занимал глаз - центр и существо всего организма. Сохранились сотни его собственноручных рисунков глаз (а также других частей) с подписанными комментариями, вроде: «Глаз гениального художника» или «Хоть в этом глазу и недостаточно силы, он толковый и примечателен духовно».
Цитируется по: А. Дебарроль, Тайны руки. Тайны руки. Искусство узнавать жизнь, характер и будущность, «Рекма», М., 1989 г., с. 471.