Новая теория гениальности по Н.Б. Новикову

Н.Б. Новиков сформулировал положения своей теории гениальности:

«1. В настоящее время наиболее адекватным методом исследования гениальности является тщательное изучение истории научных открытий.
2. Любое научное открытие является продуктом логического мышления или метода проб и ошибок.
3. Логика, в рамках которой разворачивается творческий процесс, имеет вероятностный характер. В структуре этой логики конечный вывод не вытекает однозначно из исходной информации, связь между заключением и теми посылками, на которых оно базируется, является неопределённой, нечёткой, расплывчатой.
4. На начальных этапах интеллектуальной деятельности, когда новая идея находится на стадии возникновения, роль строгой логики (дедуктивной силлогистики Аристотеля) ограничена.
5. Идея о существовании интуитивного мышления не соответствует действительности. Помимо того, что понятие интуиции опровергается фактическим материалом истории науки, оно вступает также в противоречие с онтологическим принципом причинности и теоремой Гёделя о неполноте.
6. Кроме трёх известных законов логики: индукции, дедукции и традукции, не существует больше никаких форм умозаключений. Возникновение любого научного открытия можно объяснить на основе трех этих правил. Там, где не удаётся это сделать, причиной открытия послужил метод перебора.
7. Талант и гениальность как свойства отдельных людей не передаются по биологической наследственности. Генетические структуры гениев и обычных индивидов ничем не отличаются друг от друга. В генетическом коде великих людей нет генов, отвечающих за формирование умственных способностей, необходимых для творческого успеха. Эти способности приобретаются в результате воспитания и образования, то есть информационной работы человека над собой. Говорить о генетической обусловленности таланта можно лишь в том смысле, что гены определяют предрасположенность нашего мозга к логическому мышлению, но эта предрасположенность присутствует у всех людей.
8. Основная часть логических рассуждений протекает в нашем мозге на несловесном (невербальном) уровне. Словесное оформление мыслей осуществляется уже после того, как они возникли.
9. Законы житейского (повседневного, обыденного) мышления аналогичны законам научного (теоретического, абстрактного) мышления. Разница состоит лишь в содержании информации, которая подвергается обработке в первом и во втором случае.
10. Терминологический аппарат психологии, изучающей процесс научного познания, должен избавиться от таких ничего не объясняющих слов  как подсознание, наитие, озарение, вдохновение, инсайт и т. д. В противном случае психология лишает себя возможности быть наукой в строгом смысле этого слова.
11. К вероятностной (индуктивной) логике можно применять математическую теорию вероятностей, но точная количественная (числовая) оценка достоверности индуктивных выводов невозможна. Ценность любых математических формул, пытающихся выразить вероятность логических суждений, весьма относительна.
12. Поскольку любая дедукция является в конечном счёте результатом индукции, которая поставляет первой исходные посылки для обработки, то к дедукции так же, как и к индукции, применимо понятие полноты. Никакой чётко выраженной грани между тремя правилами логики не существует.
13. Скептицизм учёных относительно возможности создать искусственный интеллект (мыслящую машину) совершенно не обоснован. Современные неудачи в конструировании такого интеллекта вызваны отсутствием у него индуктивной и традуктивной логики.
14. Искусственный интеллект никогда не сможет превзойти творческие возможности человеческого мозга, так как нестрогая логика, на базе которой он будет функционировать, не включает в себя средства проверки своих результатов.
15. Когда ЭВМ приобретёт способность к индуктивному мышлению, она должна будет утратить свойство быстродействия. Высокая скорость обработки информации окажется препятствием для эффективного использования машиной процедур нестрогой логики.
16. Случайность занимает фундаментальное место в числе факторов, предопределяющих творческий успех человека. Тем не менее, первооткрывателем истин, обладающих высокой общественной значимостью, может быть каждый.
17. Теорема Гёделя о неполноте, так долго не находившая понимания среди учёных, доказывает принципиальную невозможность универсального алгоритма, в самом себе содержащего гарантии достоверности своих знаний о внешнем мире. Поскольку логическая теория творчества исследует алгоритмы интеллектуальной деятельности великих людей, то теорема Гёделя имеет к ней самое прямое отношение. Логика является причиной научных открытий, так как она удовлетворяет теореме Гёделя о неполноте».

Новиков Н.Б., Новая теория гениальности (исследование законов творческого мышления), М., 1996 г., с.169-170.