Различные способы корекции инерции мышления
Психология творчестваПсихология творчества
Эффекты усиления творческой деятельностиЭффекты, которые ведут к усилению творческой деятельности!
X
Различные способы корекции инерции мышления
Психология творчестваПсихология творчества
Эффекты усиления творческой деятельностиЭффекты, которые ведут к усилению творческой деятельности!
X
Карл Роджерс описал «внутренние условия» личности необходимые для творчества, в приводимом ниже отрывке он пишет о внешних условиях:
«Но если наша цель – способствовать удовлетворению социальных потребностей, о чём шла речь выше, нам нужно выяснить, можно ли способствовать созидательному творчеству, и если можно, то как.
Сама природа внутренних условий творчества такова, что их появление нельзя спровоцировать, но им нужно способствовать. Фермер не может заставить росток развиваться и прорастать из семени, он может лишь создать такие условия для его роста, которые позволят семени проявить свои собственные скрытые возможности. Так же обстоит дело и с творчеством.
Как же создать внешние условия, способствующие и благоприятствующие внутренним условиям, описанным выше? Мой опыт в психотерапии приводит меня к убеждению, что, создавая условия психологической защищенности и свободы, мы максимально увеличиваем вероятность проявления созидательного творчества. Позвольте мне детально описать эти условия, обозначив их как X и Y.
X. Психологическая безопасность.
Она может быть достигнута за счёт следующих связанных с ней процессов. Признание безусловной ценности индивида. Учитель, родитель, терапевт или другой человек, создающий условия для развития, всегда способствует творчеству, если он чувствует, что данный индивид ценен сам по себе, какими бы ни были его проявления, состояния и поступки в данный момент. Такое отношение может, по всей вероятности, быть искренним только тогда, когда учителя, родители и др. чувствуют потенциальные возможности индивида и поэтому могут верить в него безо всяких условий, независимо от его состояния в данный момент. Индивид чувствует себя в безопасности, испытывая такое отношение. Он постепенно понимает, что может быть тем, кем он есть на самом деле, без фальши и притворства, потому что его считают стоящим человеком независимо от того, как он себя ведёт. Вследствие этого у него нет нужды быть ригидным (то есть, быть «неготовым к изменениям» - Прим. И.Л. Викентьева), он может обнаружить, что значит быть самим собой, может попытаться проявить себя нестандартно, по-новому. Иными словами, он движется к творчеству. Создание обстановки, в которой отсутствует внешняя оценка. Когда мы перестаём судить об индивиде с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способствуем творчеству. Индивид чувствует своё освобождение в атмосфере, где его не оценивают с помощью внешней мерки. Оценка всегда воспринимается как угроза, всегда приводит к нужде в защитной реакции, всегда означает, что какая-то часть опыта будет закрыта для сознавания. Если что-то оценивается согласно внешним стандартам как хорошее, я не должен признаваться, что мне оно не нравится. Если то, что я делаю, согласно внешним стандартам плохо, я не должен сознавать, что мне кажется, это делаю я, что это часть меня. Но если суждения на основе внешних мерок отсутствуют, я могу быть более открыт своему опыту, могу более явно и определённо признавать свои симпатии и антипатии, природу явлений и мою реакцию на них, Я начинаю понимать, что источник оценки – внутри меня. Потому я иду к творчеству.
Чтобы успокоить возможные сомнения и опасения читателей, необходимо сделать следующее замечание: отсутствие оценки не означает, что мы никак не реагируем на произведение человека. На самом деле мы можем делать это более свободно. «Мне не нравится Ваша идея» (или картина, или изобретение, или книга) – это не оценка, а моя реакция. И она тонко, но вполне определенно отличается от суждения типа: «То, что Вы делаете, – это плохо (или хорошо), согласно таким-то внешним критериям». Первое утверждение позволяет индивиду сохранить свой собственный источник оценки. Оно может значить, что, вероятно, я не в состоянии по достоинству оценить что-то на самом деле очень хорошее. Второе утверждение независимо от того, содержится ли в нём похвала или осуждение, склонно ставить человека в зависимость от внешних сил. Ему сообщают, что он не может просто спросить себя, служит ли его творение истинным выражением его сущности, – он должен беспокоиться о том, что думают другие. Его уводят от творчества.
Понимать, сопереживая. В сочетании с двумя предыдущими это последний элемент психологической защищённости. Если я говорю, что «принимаю» Вас, но ничего о Вас не знаю, то на самом деле это – поверхностное принятие, и Вы понимаете, что оно может измениться, если я по-настоящему Вас узнаю. Но если я понимаю Вас, сопереживая, смотрю на Вас и на то, что Вы делаете, с Вашей точки зрения, вхожу в Ваш внутренний мир и вижу его Вашими глазами, и при этом всё-таки принимаю Вас, – тогда это на самом деле безопасность. В такой обстановке в отношениях с миром Вы можете позволить себе проявить своё настоящее «Я» и выразить его в разнообразных новых творениях. Это основной фактор, способствующий творчеству.
Y. Психологическая свобода.
Творчество развивается, если учитель, родители, терапевт или другой человек, занимающийся развитием, предоставляют индивиду полную свободу символического выражения. Это означает для индивида полную свободу выражать своё самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий и значений, которое есть часть творчества. Заметим, что мы говорим о полной свободе выражения с помощью символов. Не во всех случаях поведение, выражающее чувства, намерения и результаты, может освобождать. В некоторых случаях на поведение могут накладываться ограничения общества, что и должно быть. Но символическое выражение не нужно ограничивать. Поэтому уничтожение символа предмета, вызывающего ненависть (будь то символ матери или символ здания в стиле рококо), – это освобождение. Действительное разрушение объектов может привести к ощущению вины и сузить чувство психологической свободы. (Я чувствую неуверенность относительно этого абзаца, но пока что это лучшая формулировка, которую я могу предложить и которая согласуется с моим опытом). Описываемый здесь «разрешительный» подход не равнозначен мягкости, снисходительности или потворству. Это разрешение быть свободным, предполагает также принятие ответственности. Индивид свободен равно испытывать страх перед новым предприятием или стремиться к нему, свободен расплачиваться за свои ошибки, равно как и принимать последствия своих достижений. Именно этот тип свободной ответственности – быть самим собой – способствует развитию надежного внутреннего источника оценок и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для созидательного творчества».
Карл Роджерс, К теории творчества / Взгляд на психотерапию, становление человека, М., «Прогресс»; «Универс», 1994 г., с. 419-422.