Главная цель жизни человека по Карлу Роджерсу

«Когда люди в прошлом спрашивали себя о своем главном назначении, некоторые отвечали словами из катехизиса: «Главная цель человека - славить Бога». Другие видели цель жизни в подготовке себя к бессмертию. Третьи выбрали гораздо более земную цель - получать удовольствие, ощущать и удовлетворять каждое чувственное желание. Четвёртые, и это можно сказать об очень многих в настоящее время, считают, что цель жизни состоит в том, чтобы приобрести материальные ценности, положение, власть, знания. Некоторые видят свою цель в том, чтобы полностью посвятить себя преданному служению делу, находящемуся вне их,  - христианству или коммунизму. Например, Гитлер видел свою цель в том, чтобы стать лидером господствующей расы, которая бы властвовала над всеми. В отличие от него какой-нибудь простой житель Востока всю свою жизнь стремился к уничтожению личных желаний и достижению наивысшего контроля над собой. Я упоминаю об этих разных выборах, чтобы показать, насколько сильно различались цели, ради достижения которых жили люди, и предположить, что существует множество таких целей.

В своей недавней работе Чарлз Моррис (Morris, C. W. Varieties of Human Value. University of Chicago Press, 1956) объективно исследовал пути жизни, предпочитаемые студентами различных стран - Индии, Китая, Японии, США, Канады и Норвегии. Как можно было ожидать, он обнаружил определённые различия между группами людей этих национальностей. Он также попытался, используя факторный анализ данных, определить лежащие в основе этих различий ценности, которые, вероятно, являлись основой тысяч индивидуальных предпочтений. Не вдаваясь в детали этого анализа, мы можем остановиться на пяти измерениях, которые были выявлены в  результате анализа и которые, если их скомбинировать как положительные и отрицательные факторы, явились причиной этих индивидуальных выборов.

Первое такое измерение ценностей связано с предпочтением ответственного, морального, воздержанного участия в жизни, при котором ценится и сохраняется всё то, что приобрёл человек.

Второе измерение ценностей связано с радостью активных действий при преодолении препятствий. При этом с уверенностью проявляется инициатива либо в решении личных и социальных проблем, либо в преодолении препятствий в мире природы.

В третьем измерении выделяется ценность самодостаточной внутренней жизни с богатым и развитым самосознанием. Власть над людьми и вещами отрицается в пользу глубокого и доброжелательного проникновения в самого себя и других.

В четвёртом измерении, лежащем в основе предпочтений, высоко ценится восприимчивость к людям и природе. Вдохновение, кажется, исходит из источника вне себя, и человек живет и развивается, всё время сверяясь с этим источником.

В пятом, и последнем, измерении выделяются чувственные удовольствия, наслаждения. Ценятся простые удовольствия жизни, отдача себя моменту, открытость жизни без напряжения.

Это одно из первых исследований, одна из первых попыток объективно определить ответы, данные в различных культурах на вопрос об назначении жизни. Оно дополнило наши сведения по данному вопросу. Оно также помогло определить некоторые из основных терминов измерений выбора. Как говорит Моррис, описывая эти измерения: «Это похоже на то, как люди в различных культурах с помощью пяти основных музыкальных тонов создают различные мелодии». […]

У меня, однако, есть какое-то неудовлетворение этим исследованием. Ни один из «путей жизни», которые Моррис предъявлял студентам в качестве возможных выборов, и ни одно из измерений факторов, мне кажется, не содержат полностью ту цель жизни, которая выявляется в моём опыте с клиентами. Когда я наблюдаю, как в процессе психотерапии люди борются за нахождение своего собственного образа жизни, мне кажется, у них проявляются какие-то общие черты, которые не отражены полностью в описаниях Морриса.

Чтобы наилучшим образом сформулировать эту цель жизни, как я её вижу в свете отношений с моими клиентами, необходимо привести слова Серёна Кьеркегора: «Быть тем «Я», которым ты действительно являешься». Я полностью осознаю, что это может звучать так просто, что кажется абсурдным. Быть тем, кто ты есть, кажется скорее утверждением очевидного факта, чем целью. Что это значит? Что под этим подразумевается? Я хочу посвятить оставшуюся часть моих заметок этим проблемам. Вначале я хочу просто сказать, что, мне кажется, это значит и подразумевает что-то очень странное. Если не принимать во внимание мой опыт работы с клиентами и мои внутренние поиски, то мои воззрения показались бы мне чуждыми 10 или 15 лет тому назад. Поэтому я верю, что Вы взглянете на эти воззрения с критическим скептицизмом и воспримете их только постольку, поскольку они покажутся Вам верными с точки зрения вашего опыта. Направления, выбранные клиентами»

Карл Роджерс, Взгляд на психотерапию, становление человека, М., «Прогресс»; «Универс», 1994 г., с.213-215.


Достойная цель творческой личности по Г.С. Альтшуллеру