Ошибки при построении научных теорий
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
Ошибки при построении научных теорий
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
Б.М. Теплов описывает ограничения психологии начала XX века:
«Что следует понимать под субъективным методом в психологии?
Для ответа на вопрос обратимся прежде всего к первоисточнику - к тем психологам, которые считали, что субъективный метод - единственно возможный в психологии, и все усилия направляли к разработке этого метода. К ним относится большинство столпов буржуазной идеалистической психологии.
Возьмём для примера двух главных представителей официально утверждённой психологии в дореволюционной России: профессора Московского университета Г. И. Челпанова и профессора Петербургского университета А. И. Введенского.
В учебнике психологии, по которому учились гимназисты того времени. Челпанов писал так: «Психические явления могут быть познаваемы только при помощи самонаблюдения. Познание при помощи самонаблюдения в психологии принято называть субъективным методом в отличие от объективного метода естествознания» (1905. с. 7).
Аналогичное, только в более резкой форме, писал и Введенский: «Душевные явления сознаются или воспринимаются только тем лицом, которое их переживает» (1914, с. 15). «Чужой душевной жизни мы не можем воспринимать; сама она навсегда остается вне пределов возможного опыта» (там же, с. 74). Наблюдение душевных явлений в самом себе «называется самонаблюдением, или внутренним наблюдением, или интроспекцией, систематическое же употребление самонаблюдения для научных целей называется субъективным, или интроспективным, методом» (там же, с. 13). […]
«В.И. Ленин показал, что такой именно способ действия характерен для всякого субъективного метода, характерен не только для психолога-субъективиста, но и для социолога-субъективиста. «Социолог-субъективист, - писал В. И. Ленин, - начиная своё рассуждение якобы с «живых личностей», на самом деле начинает с того, что вкладывает в эти личности такие «помыслы и чувства», которые он считает рациональными (потому что, изолируя своих «личностей» от конкретной общественной обстановки, он тем самым отнял у себя возможность изучить действительные их помыслы и чувства)…» (Полн. собр. соч.. т. 1, с. 424)».
Теплов Б.М., Избранные труды в 2-х томах, Том 2, М., «Педагогика», 1985 г., с. 291-292 и 293.