Механизм интуитивной догадки по Я.А. Пономарёву

Начиная со своей дипломной работы в МГУ, Я.А. Пономарёв исследовал механизм интуитивной догадки. Позже он подробно рассказал о своей работе в книге, выпущенной в 1976 году.

В своей дипломной работе Я.А. Пономарёв использовал разработанную им серию точечных задач в контексте метода решения с подсказкой. Схема эксперимента состояла в следующем. Вначале давалась задача 4 точки, которую испытуемый не мог решить. Затем - задача-подсказка, например, игра в т. н. Хальму, где испытуемый должен был перескочить на шахматной доске белой фишкой через три чёрных так, что получалась траектория, нужная для решения задачи 4 точки. Потом испытуемого вновь возвращали к задаче 4 точки. Я.А. Пономарёв показал, что:

а) подсказка оказывает существенную помощь в решении основной задачи,
б) подсказка, как правило, не осознаётся,
в) подсказка эффективна только в том случае, если испытуемый до этого совершил достаточно много (но не слишком много) попыток решить основную задачу.

Идея метода задачи с подсказкой идет из немецкой психологии, его использовали […] Я.А. Пономарёв не был его изобретателем. Немцы же показали и тот факт, что подсказка оказывается эффективной только в определённый момент решения.

Изложим эти выводы более подробно:

1. Есть определённый пласт человеческого опыта, который недоступен для произвольного запроса со стороны субъекта, однако он реально существует, в чем можно убедиться, если найти к нему адекватный ключ.

2. Ключ к интуитивному опыту находится на уровне действия, т. е. человек может проявить свою интуицию, попытавшись проделать какое-либо действие. Тогда интуитивный опыт может проявиться, ведя за собой субъекта, направляя его руку. Недаром живописцы иногда говорят, что стремятся дать волю своей руке, не направлять её.

3. Формирование логического и интуитивного опыта происходит в действии. То, что относится к цели действия, образует сознательный, логический опыт. Интуитивный же опыт формируется помимо сознательной цели действия.

Эти три положения формируют фактически ядро концепции опыта по Я.А. Пономарёву...

Ушаков Д.В., Языки психологического творчества: Яков Александрович Пономарёв и его научная школа, в Сб.: Психология творчества: школа Я.А. Пономарёва, М., Институт психологии РАН, 2006 г., с. 29 и 31.

 

Попробую ещё раз пересказать, как я понял объяснение Я.А. Пономарёва. После безуспешных попыток решения основной задачи, когда испытуемый почти исчерпывает осознанную им стратегию деятельности, но пока ещё не приходит к убеждению в собственном бессилии, активность испытуемого возрастает. Однако при этом одновременно утрачивается понимание, что, собственно, надо делать, а потому испытуемый начинает действовать хаотично, хватается за всё, что ни попадя. Подсунули ему шашечную задачу, он и её включает в потенциальный источник идей. А по ходу решания этой вспомогательной задачи испытуемый замечает, не всегда отдавая себе в этом отчёт, множество побочных деталей: фактуру шашек, разнообразные шумы, оттенки цвета шахматных полей, геометрические фигуры, создаваемые собственными действиями, одежду экспериментатора и пр., и пр. Одна из побочных деталей - в данном случае геометрия движения руки - как раз и решает основную задачу с точками.

Аллахверов В.М., Осознание как открытие, В Сб.: Психология творчества: школа Я.А. Пономарёва, М., Институт психологии РАН, 2006 г., с. 359.

 

Познавательно-психологические барьеры при решении задач по Б.М. Кедрову.

 

 Плейлист «Видеозадачник VIKENT.RU»