Cимфоническая поэма «Прометей» А.Н. Скрябина

А.Н. Скрябин написал симфоническую поэму «Прометей» («Поэма огня», 1910). Стремясь к максимальной выразительности, он ввёл в состав исполнителей хор без слов и в партитуру «партию света» (Luce). Согласно замыслу композитора, лучи прожекторов разных цветов должны были сменяться на экране синхронно со сменами тем, тональностей, аккордов….

«В основу «Поэмы огня» положен древнегреческий миф о Прометее, похитившем на Олимпе огонь и подарившем его людям. Прометей вывел людей из тьмы невежества, научил их ремеслам. Боги не простили его, они навеки приковали его к скале, где большой орёл клевал его печень. Многие художники в разные времена воплощали этот образ – Эсхил, Гёте, Бетховен. Они рассматривали Прометея как реальное действующее лицо в контексте легенды.

И лишь Скрябин почувствовал философскую условность, мифологизированность вечного образа-символа...

Он считал, что Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях, что это - активная энергия Вселенной, творческий принцип, огонь, борьба, усилие, мысль. Композитора влекли зовы космоса, Вселенной, бесконечного пространства...

Начало «Прометея» - образ первозданного мира, ещё не обретшего духовную жизнь. Здесь звучит знаменитый застывший «прометеев аккорд» - символ неразгаданной стихийности. Картина ледниковых полей, над которыми чуть брезжит рассвет (Б.В. Асафьев), грандиозна и убедительна. Шесть звуков «прометеева аккорда» становятся основой развития поэмы. Из них вырастают образы «космического тумана», «созерцания, освещенного светом сознания», таинственные и тревожные темы, отражающие дремлющий хаос в преддверии мировых катаклизмов».

Рапацкая Л.А., Искусство «Серебряного века», М., «Просвещение»; «Владос», 1996 г., с. 57.


Историки музыки считают, что «Прометей» - предисловие к главному произведению  А.Н. Скрябина - «Мистерии», к сожалению, оставшейся незавершённой…