В отличие от классической логики Аристотеля, где были приняты всего два выбора: «истинно» либо «ложно», Ян Лукасевич предложил трёхзначную логику, где возможны три значения:
- истинно («да»);
- ложно («нет»);
- возможно («неопределённо»).
К последним, например, относятся ситуации, которые ещё не случились, но могут случиться…
Сам он о своей идее рассказал так:
«В 1910 году я издал книжку о принципе противоречия у Аристотеля, в которой пробовал высказаться, что этот принцип не так очевиден, как считается... Дорогу мне указали антиномии, которые доказали, что в логике Аристотеля существует брешь. Заполнение этой бреши привело меня к преобразованию традиционных принципов логики […] Я доказывал, что кроме предложений истинных и ложных существуют предложения возможные, которым отвечает возможность, как нечто третье наряду с существованием и несуществованием. Так появилась трёхзначная система логики...».
Цитируется по: Домбровский Б.Т., Львовско-Варшавская логико-философская школа (1895-1939), Львов, 1989 г., с. 25.
ПРИМЕР. «Например, я подбрасываю монетку. Если только она не упадёт на ребро (что случается чрезвычайно редко!), она определённо подчинится аристотелевской логике «либо-либо». Монета упадет либо «орлом» вверх, либо «решкой». Никакого «может быть».
Но в каком состоянии находится монета, пока она кувыркается в воздухе? Сторонник метафизического учения о предопределении может заявить, что результаты «орёл» или «решка» существуют ещё до того, как монета упадёт на пол, то есть падение монеты той или другой стороной предопределено заранее. С научной точки зрения, проверить такое предположение невозможно, поэтому его следует считать «бессмысленным». На операционном или феноменологическом уровне монета находится в […] состоянии «может быть» до тех пор, пока не упадет на пол.
Трансакционная психология показывает, что восприятие всегда начинается с состояния «может быть». Приведу пример. Я иду по улице и вижу впереди своего друга Джо. Если я никогда не изучал науку о мозге, я уверен в том, что Джо, которого я вижу, «на самом деле» находится там. И я очень удивляюсь, когда, подойдя ближе, замечаю, что этот человек только похож на моего старого доброго Джо. Моё восприятие содержало в себе «может быть», но, обусловленный аристотелевской логикой, я игнорировал это, и моё представление совершило скачок к преждевременной уверенности. (Мы несколько упростили описание этого процесса. На практике петля обратной связи от восприятия к представлению и снова к восприятию работает невероятно быстро. В результате мы «видим» то, что, по нашему мнению, должны видеть, а логическое значение «может быть» практически никогда не регистрируется пока мы на научим себя регистрировать его.)
Относится что-либо к классу «истинноложно» или к классу «может быть» обычно зависит от фактора времени. Монета относится к «может быть» лишь несколько секунд, пока она находится в воздухе, но. на пол она падает в положение «либо-либо». Предложение «Мэри сегодня не пришла на урок» кажется истинным для учителя, который видит отсутствие Мэри, или (технически выражаясь) «неприсутствие того, что принято называть "Мэри"» на уроке. Но это же предложение попадает в категорию «может быть», если предположить, что Мэри в данный момент бежит в школу, и перейдет в категорию «ложного», как только Мэри войдет в класс (истинным теперь будет предложение «Мэри сегодня опоздала на урок»).
Часто восприятие не только начинается с состояния «может быть», но и остаётся «может быть» навсегда, поскольку пространственно-временные события, вызвавшие его, настолько быстротечны, что мы просто не можем вынести определённое суждение. Тем не менее мы игнорируем это и по старой аристотелевской привычке всё равно выносим определённые суждения. К таковым, похоже, относятся и замечания некоторых физиков о том, что неопределённость затрагивает только квантовый мир. […]
Люди игнорируют […] «может быть» не только потому, что большинство никогда не слышало о квантовой логике или трансакционной психологии, но ещё и потому, что традиционные политические идеологии и религии тысячелетиями учили людей и сегодня продолжают учить действовать с нетерпимостью и преждевременной уверенностью».
Роберт Антон Уилсон, Квантовая психология, М., «София», 2006 г., с. 76-77.
Может-быть логика / Maybe Logic по Роберту Антону Уилсону