Трактат «Чжоу И» – Книга перемен («И цзин»)

Древнекитайски трактат, состоящий из двух основных частей:

- каноническая часть (в двух разделах), которая была создана, вероятно, в 8–7 веках до н.э. и называемую «И цзин». Специфическую основу «И цзин» составляют возникшие, видимо, в конце II – начале I тысячелетия до н.э. 64 гексаграммы;

- комментирующая часть, созданная, вероятно, в 6–4 веке до н.э., называемая «И чжуань» (или «Ши И» – «Десять крыльев», то есть 7 комментариев – чжуань, три из которых имеют по два раздела).

«Происхождение канонической части «Чжоу И» связано с двумя важнейшими видами гадательной практики – на панцирях черепах и костях крупного рогатого скота (образовывание геометрических символов) и на стеблях тысячелистника (различные числовые комбинации)».

Китайская философия: энциклопедический словарь / Под ред. М.Л. Титаренко, М., «Мысль», 1994 г., с. 458.


«Книга перемен» - только один из многих возможных переводов названий трактата.

Ряд исследователей считает, что Конфуций и/или его ученики, так или иначе причастны к формированию комментирующей части трактата.

«Основная мысль […] всей «И-цзин», заключается в том, что все явления имеют динамический характер. Важнейшее послание «Книги Перемен» - представление о непрерывных и бесконечных превращениях и преобразованиях всего сущего».

Фритьоф Капра, Дао физики: общие корни современной физики и восточного мистицизма, М., «София», 2008 г., с. 126-127.


Учитывая системность трактата, в Китае и соседних странах трактат «Чжоу И» играл такую же роль, как труды Аристотеля в средневековой Европе...

 

«Одной из важнейших категорий китайской культуры является понятие «перемены» (и), запечатлённое в названии фундаментальнейшего памятника этой культуры - «И цзи-на» («Канон Перемен» или «Книга Перемен»). Согласно концепции перемен, все сущее находится в процессе постоянного изменения, определяемого фазами цикла «отрицательное-положительное» (инь-ян): «То инь, то ян - это и есть Дао-Путь». Традиция утверждает, что шестьдесят четыре гексаграммы (графических символа «Канона Перемен» из различных комбинаций шести непрерывных, положительных, и прерывистых, отрицательных, черт) метафорически описывают, фиксируют и обозначают все возможные в мире ситуации, то есть фазы процесса-вещи в её взаимодействии с другими процессами-вещами. Ситуацию обозначает и китайский иероглиф - не только как элемент письменности, но и как базовый компонент культуры. Следовательно, каждая вещь представляет собой процесс различной скорости протекания, что отражает динамическую природу вещи. Интересно, что в европейской культуре, несмотря на наличие в ней, начиная с античности, категории становления (классически выраженной в учении Гераклита), понимание мира и вещей как процессов было впервые сформулировано только А. Н. Уайтхедом в первой половине нашего столетия (подобное понимание пришло раньше – см. работы Гегеля – Прим. И.Л. Викентьева). 

Торчинов Е.А., Пути философии Востока и Запада: познание запредельного, СПб, «Азбука-классика; «Петербургское Востоковедение», 2007 г., с. 93.


Расшифровка, значение гексаграмм книги «И Цзин»