Гиперличность по В.В. Налимову

В.В. Налимов ввёл понятие «гиперличности» как межличностной (!) структуры, не принадлежащий одному индивидууму.

«Гиперличность рождается любовью или влюблённостью, когда сила чувства как бы объединяет двух людей в одно существо, совмещает смысловые поля сознании.

Гиперличность может быть намеренно создана, например, в тантрических практиках, которые ставят целью слияние двух людей в космическую пару через использование сексуальной энергии. Для этого применяется древняя ритуализированная техника, которая затрагивает физическую, духовную и эмоциональную сферы. Гиперличность возникает в гипнозе, при котором гипнотизёр становится для гипнотизируемого чем-то вроде демиурга, ибо его повеления определяют смысловые фильтры того, кто подвержен воздействию. Интересные результаты дает взаимный гипноз, в который два человека могут одновременно погружать друг друга: это ощущение расплавления границ личности и полного слияния одного человека с другим. Чтобы разрушить это специфическое единство, нужен третий сильный гипнотизёр.

Близкие эффекты наблюдаются и при совместном приёме супружескими парами ЛСД. Подверженность гипнозу и способность создавать мультиперсональную личность Василий Васильевич считает свидетельством гибкости личности. Эффект, близкий к гипнозу и создающий гиперличность, можно наблюдать в мистериях древности, на современных дискотеках с ритмической громкой музыкой, в возбуждённой толпе, в экзальтированности крестовых походов и истерии нацизма. Во всех этих случаях идея, насыщенная эмоциями и страстями, вырывается из-под разумного контроля и выступает как объединительная сила, которая порождает гиперличность во всем её бурном и порой трагическом проявлении.

С гиперличностью мы можем познакомиться и в мифах древности. Христианская Троица, несомненно, являет собой гиперличность, иные тринитарные единства представлены в трудах Платона и Плотина, в иудаизме, в буддизме, у греков, римлян, кельтов и скандинавов.

В целом, можно сказать, что наша коммуникация протекает на двух  уровнях: на уровне внешних вербально и логически оформленных коммуникаций, который характерен для западной культуры, и на уровне трансперсональном.

Трансперсональность - это размыкание индивидов и слияние их смысловых полей в гиперличность, что может иметь весьма зловещее проявление и чревато потерей индивидуальности. Однако такой процесс может быть и частичным, если вступающие в эмоциональное и ментальное общение индивиды достаточно сложны внутри себя и способны к созданию в рамках собственного сознания множественной личности. Тогда возникает способность переживать чувства и разделять мысли другого без утраты собственного я».

Золотухина-Аболина Е.В., В. В. Налимов, М., ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ», 2005 г., с. 67-69.


Структурная модель личности по В.В. Налимову