«Отсутствие в России до конца XV века университетов объясняется тем, что до создания Иваном III единой России не было, с одной стороны, централизованного российского государства и государственного деятеля соответствующего масштаба, с другой - спроса на большое количество высокообразованных людей. Между тем все крупнейшие университеты Запада основывались могущественными и просвещёнными государями.
Однако когда сформировалось централизованное государство и возник спрос на образованных людей, высшее образование в России осталось монастырским. В конце XVI века царь Борис (Точнее: Борис Годунов [1552-1605] – Прим. И.Л. Викентьева), пытаясь создать университет, столкнулся с мощной оппозицией в лице высшего духовенства. Позиция церковных иерархов объяснялась желанием латинизации образования, науки, а значит и других сфер социальной практики. (Процитируем их: «Россия благоденствует в мире единством закона и языка; что разность языков может произвести и разность в мыслях, опасную для церкви; что, во всяком случае, неблагоразумно вверить учение юношества католикам и лютеранам» – Прим. И.Л. Викентьева).
Такого рода опасения имели под собой определённую почву. Академическое отставание Руси было столь большим, что основать университет можно было только за счёт привлечения латинских (преимущественно католических) преподавателей, что неизбежно требовало введения единого языка преподавания (и языка науки) - латыни.
Специфика состояла также в том, что в средние века в России существовала ситуация диглоссии, а в Европе - билингвизма. Кроме того, процесс образования был запущен разными культурными механизмами, В ситуации билингвизма латынь как книжный язык в средневековой Европе требовала специальных усилий по его изучению. Ученикам необходим был учитель-посредник, «ведший вперёд» (от латинского «educere») к тайнам премудрости. С этой целью создавались монастырские школы, и процесс обучения занимал довольно много времени.
Диглоссия же, наоборот, способствовала изучению богослужебных книг и Священного Писания, так как церковнославянский язык был понятен любому человеку «на слух» и посредника для его изучения не требовалось. В сакральных текстах нельзя было изменить ни слова, так как они даны самим Богом. Изучая их, человек приближался к Богу, «просвещался». Обучение означало овладевание навыками чтения на родном языке. Этот специфический культурный механизм не требовал посредника - созданного с данной целью института, где осуществляется приобщение учеников к знанию специфическими образовательными средствами (учителя, методики обучения, организационно-управленческая структура). Грамотность, которая была широко распространена уже во времена Новгородской Руси, не являлась продуктом систематического образования. Население Древней Руси знало грамоту и широко использовало её в церковной и светской жизни и в то же время не имело системы образования.
В Европе христианство «наложилось» на довольно развитые философско-научные и образовательные традиции. Большинство церковных авторитетов, таких, как Тертуллиан, Августин Блаженный, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др., получили классическое эллинское образование.
Просвещение христианством шло на Руси как просвещение Словом - Словом Священного Писания. Получалось так, что, культивируя интерес к православной Истине, Русь практически не испытывала потребности в ином, рождённом в рамках средиземноморского язычества, нерелигиозном знании и образовании.
Изучение же наук, находящихся вне сакрального знания, требовало владения греческим и особенно латинским языками и поэтому в XVII веке в Московской Руси появляются первые школы, построенные по образцу эллинистически-византийских, - школы грамматиков, риторов и философов, где процесс передачи знаний строился преимущественно в опоре на слово.
В 30-е годы XVII века в Речи Посполитой учреждается первая высшая школа в Восточной Европе и получает название Киевской коллегии. В дальнейшем, после перехода гетманской Украины под юрисдикцию московских государей. Киевская коллегия становится первым и в течение ряда лет единственным Российским университетом. В Москве университет - Славяно-греко-латинская академия - был основан только в 1685 г.
В силу указанных выше причин латынь была введена в этих двух университетах в качестве основного языка преподавания и оставалась им на протяжении XVIII столетия (в том числе в Московском, основанном в 1755 г.).
Только к концу XVII века Русь начинает активизировать политические и экономические отношения со странами Западной Европы и это в немалой степени способствовало преобразованиям и в области духовной жизни, прежде всего - в области образования. Реформы Петра I в области образования обусловливались прагматическими потребностями в образованных людях, способных обеспечить прогресс в ведущих сферах социальной практики (строительство армии, флота, развитие промышленности и т. д.) и носили ярко выраженный характер государственной политики. В частности, был взят курс на секуляризацию просвещения, создание, наряду с существовавшей церковной системой образования, системы образования светского, содержание которого составляли философские и научные знания, сформировавшиеся в Западной Европе».
Запесоцкий А.С., Образование: философия, культурология, политика, М., «Наука», 2003 г., с. 364-366.