Отдельные творческие решения в кино и на телевидении
Методы решения в творческом коллективеМетоды решения в творческом коллективе
Результат творческого коллективаРезультат творческого коллектива
X
Отдельные творческие решения в кино и на телевидении
Методы решения в творческом коллективеМетоды решения в творческом коллективе
Результат творческого коллективаРезультат творческого коллектива
X
Актёр Театра на Таганке (гл. режиссер Ю.П. Любимов) вспоминает о технологии создания спектаклей в этом театре:
«- Как Любимов придумывал спектакли?
- Для Любимова очень важно было соавторство. Импульсы он получал от своих авторитетов. Это - близкие ему люди вне и внутри театра. Часто художники, скульпторы - все, кого он звал, - работали бесплатно: для него было не жалко. Когда задумывался спектакль «Десять дней, которые потрясли мир» по книге Джона Рида, он обратился ко всем, кто умеет что-нибудь делать - кувыркаться, танцевать, режиссировать, сочинять.
Были использованы и мои пристрастия - словесничество, литературность и страсть к режиссуре. Музыку писали Хмельницкий и Васильев, к ним присоединился Высоцкий. Потом нашлись свои певцы, гитаристы... И это делалось без всякой мысли об авторстве: все шло в один котел. […]
- Что Вас поражало в режиссёре Любимове?
- Меня до озноба поражало соединение в нём интеллектуального начала с цыганской страстью. Когда читаешь о других главных режиссёрах, понимаешь, что он - в ряду диктаторов (я это называю - единственная форма узаконенной монархии). А иногда кажется, что он - предатель. Любимов - абсолютно непонятный человек, но вызывающий так много килограммов благодарностей, что всё остальное измеряется в граммах. То, что он делал, освящено театральной историей, спецификой театра, и слова «предательство», «обман» разбиваются, как только ты вспоминаешь, что он успел сделать, как много сотворил настоящего. Однако в чем он неизменен, так это в отсутствии благодарности.
- К кому?
- К актёрам, к соавторам. Ну, да, читайте все его интервью. Режиссер Андрей Смирнов мне рассказывал, что снимал к 85-летию Любимова фильм и объяснял ему, какой он, Любимов, гений, вернее, как ему повезло работать с такими соавторами, как Боровский, Шостакович. Ответ сегодняшнего Любимова (дай Бог ему здоровья): «Всё это я сам придумал».
Про чудеса театра Любимова я могу рассказать свою историю, дать внутреннее объяснение этого чуда.
Любимов сам по себе - необразованный режиссер. Он из актёров - сладких, симпатичных, более-менее успешных, среднего таланта. Любимов необразован в области живописи, изобразительного искусства - всё нахватано на уровне интуиции. Он не музыкальный человек, нет слуха. В области литературы тоже скорее нахватанный, чем начитанный. В поэзии наивен: по Любимову, читать стихи надо по знакам препинания - ему так кто-то сказал. Вот составные.
А дальше начинается магия. Он собирает спектакль, слышит всех, превращает сделанное кем-то в нечто другое... Потом вдруг мы въезжаем в период, когда он никого не слушает, а начинает освещать, редактировать, резать, собирать, сочинять, перестраивать и фиксировать. Дальше - генеральная репетиция. Ему кажется, что это провал, а приходят зрители - триумф. Фантастика. Почти все неправильно. Но это - магия!
- Злые языки говорили, что Любимов только представляется леваком...
- ...а на самом деле у него рука в ЦК? Какая рука в ЦК, когда за каждый спектакль его издёргивали, уничтожали, да ещё как! Я и Игорь Кваша как-то навещали Райкина после инфаркта. Он рассказал, как Егорычев, тогдашний секретарь Московского горкома КПСС, открыл рот и заорал на него - и вот он, Райкин, готов: «Лежу сейчас, понемножку отхожу и думаю: а Юра Любимов получает это каждый год по два-три раза - какие же нужны силы...»
Горфункель Е., Вениамин Смехов: абориген Таганки (интервью), еженедельник «Дело» от 09.03.2004 г.