Эффект «опасности заигрывания в гения»

В богемной среде, как минимум, с XIX века было принято «изображать гения», «распускать чувства» - см.: Сознательное «расстройство всех чувств» по Артюру Рембо

При нестойкой психике это может привести к настоящим психическим заболеваниям – судя по некоторым данным,  это произошло с поэтом Даниилом Хармсом

 

ПРИМЕР. «В книге «Курсив мой» Нина Берберова говорит о самобытнейшем Алексее Ремизове: «...Он утерял контроль над своими чудачествами. Читатель устает ему их прощать...»

Дело обычное, и зря Саша Чёрный некогда так разобиделся на Корнея Чуковского, заметившего, что маска идиота, надетая на умное лицо поэта-сатирика, случается, прирастает к живой коже. «Юродивый Поэтограда», имевший право сказать: «Я поэт ненаступившей эры, лучше всех пишу свои стихи» (заметим, как лукаво и тонко скорректирована похвальба: ведь «свои», не какие-то там ещё), - он, то ли измученный судьбой того, кого чтут, но не печатают, то ли вправду выгравшись в роль дурака-графомана, начал производить немереные километры стихов не своих. Ничьих».

И далее – о поэте Н.И. Глазкове:

«Перестал быть «сумасшедшим Глазковым», чья «ненормальность» есть взлёт нормальности, имеющей силу и смелость оторваться от подножного смысла. «Самсебяиздат» снизошёл до уровня общепринятой гладкописи. Судьба изменилась. Многочисленные приятели, состоявшие на службе у литературного официоза, с искренней радостью приняли падение поэта, начали выходить «настоящие» книги в «настоящих» издательствах, и не единожды приходилось наблюдать, как некто, дождавшись глазковских книг, разводил руками:

- И это - «гений Глазков»? А мне говорили... Значит, ещё один миф?»

Рассадин С.Б., Книга прощаний: воспоминания о друзьях и не только о них, М., «Текст», 2004 г., с.256.