Раскрепощение личности похвалой по Р.Г. Виктюку

На репетициях спектакля В.Г. Виктюк бывает необычайно щедр на похвалу:

«Он царственно щедр на похвалу - на репетициях то и дело взмывает его медвяный голос: «Божественно! Умница! Гениально!» - и каждый актёр, измученный комплексами, испытывает душевный подъём, и каждая рядовая актриса, горестно глядящая в зеркало, вдруг чувствует себя королевой».

Леонид Зорин в книге: Виктюк Р., Роман Виктюк с самим собой, М., «Зебра Е», 2005 г., с. 141.



«Как, скажем, он сам объясняет, почему в «Служанках» мужчины играют женщин. «У меня в детстве было прозвище: Ромка-гений. Чтобы оправдать его, я должен был быть первым, лидером. Во всём. Индивидуализм во мне был страшный. И в детстве всё, что я видел в театре, я адаптировал у себя дома. Я мог быть и Германом, и Лизой, и Фердинандом. Для меня не существует никаких барьеров. Я просто понимаю, что театр - это мир воображения, фантазии и человек, который в этот мир вступил, может всё».

Такой он человек - говорит и слушает только себя самого. Роман Виктюк должен быть всегда окружён слушателями. Он, и только он - эпицентр. На репетиции поминутно выскакивает на сцену, постоянно восторгается актерами: «Гений! Гений! Потрясающе!», даже когда объясняет, что всё нужно делать иначе. Репетиции Виктюка праздничны, легки и, как правило, лучше и интереснее самих спектаклей. Собственно, именно они и являются настоящими спектаклями, поскольку здесь сам он играет главную роль.

Виктюк - комментатор: громко и безостановочно обсуждает всё, что происходит вокруг; даже сидя на спектакле другого режиссёра, не может не обращать на себя всеобщего внимания. В его постановках есть всегда беспроигрышное действо - поклоны. Он любит их ставить и знает в этом толк. Но самый эффектный момент, конечно, когда на сцену вылетает сам Виктюк -  нарядный, оживлённый - и лобызает актёров, подбегает к рампе за многочисленными букетами, а потом щедрым жестом вручает их любимой актрисе или по-царски бросает к её ногам…»

Рохлин В., Мы живём в эпоху Виктюка! / Виктюк Р., Роман Виктюк с самим собой, М., «Зебра Е», 2005 г., с. 278-280. 

 

Правда, периодически режиссёр переходит на мат:

«Но ведь вы не спросили о главном: на меня ни один артист не обижается. Когда же один молодой режиссёр, посидев на моей репетиции, попробовал сам сказать актёрам из этого же театра нехорошее слово, на него тут же написали в местком, и режиссёр получил выговор. Понимаете, ко мне отношение иное. Театр - ведь жизнь моя, семья. Меня все здесь знают, и я всех. Я и с Татьяной Дорониной, к примеру, так же общаюсь. Только я один могу её ругать. Даже её бывший муж Эдик Радзинский убегал в страхе из зала, когда я начинал крыть Татьяну последними словами. А с Олегом Ефремовым как мы цапались! И ещё очень важный момент: я ведь ни на кого не таю зла. Обматерю, а через секунду первый кричу «Брависсимо!». Ору, бегаю по залу, ругаюсь, хвалю, а за всем за этим единственная цель -  создать особую творческую обстановку, раскрепостить актёра, стать тем зеркалом, в котором он увидит самого себя. Сегодня процесс рождения спектакля важнее, чем сама постановка».

Ванденко А., Мазохист Виктюк, март 1995 г. / Виктюк Р., Роман Виктюк с самим собой, М., «Зебра Е», 2005 г., с. 203-205.


Эффект «личность гения» вдохновляет.