Гипотезы, связанные с творческой деятельностью и творческими личностями…
X
Гипотезы, связанные с творческой деятельностью и творческими личностями…
X
«Мы вводим новую аббревиатуру: ЭПК (энергопотенциал-психомоторика-критичность).
Давайте договоримся, что это не просто сочетание букв, не просто сокращённое написание трёх слов. ЭПК - это понятие. Оно означает синтез трёх понятий (энергопотенциал, психомоторика, критичность). ЭПК описывает:
1) структуру целостности,
2) её свойства,
3) её функции,
4) качество деятельности,
5) продукт деятельности.
Значит, ЭПК - это механизм таланта. Триада ЭПК неразрывна. Энергопотенциал человека находится в постоянном изменении. Это изменение упорядочивается психомоторикой и отмеряется критичностью […]
Перед тем, как двигаться вперёд (или перед тем, как решать - хотите ли вы вообще двигаться, интересует ли вас задача понять себя и дойти до себя - до такого, каким вы были задуманы ещё до вашего рождения), следует определиться с проблемой: кто вы сегодня? на каком уровне развития находится ваша душа? и какой путь вам предстоит одолеть, если вы хотите прийти от себя сегодняшнего к себе истинному?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно на себя взглянуть. Не изнутри - как мы это делали до сих пор (и вместо себя реального видели себя-фантом), - а со стороны. Значит - поглядеть в зеркало, которое не врёт.
Таким зеркалом для человека может быть любое действие.
Например, ответ на уже знакомый вам вопрос: как вы относитесь к идее, что талант - от Бога? Этим вопросом мы испытали тысячи людей. В беседах; в опросах; в анкетах - где этот вопрос был спрятан в ряду других. Мы перебрали все профессии, до которых смогли дотянуться, все возрасты - от старшеклассников до стариков, все уровни образования и интеллекта. И обнаружили, что все ответы чётко разделены на три группы. За ними были три группы людей. Состав групп не зависел ни от возраста, ни от образования, ни от социального положения. Так мы открыли новую типологию людей. Не по расовому признаку, не по языковому, не по сословному, не по образовательному, не по профессиональному и т.д. - а по состоянию ЭПК человека.
Таких состояний - диапазонов ЭПК - три. Три этажа жизни.
Нижний диапазон - человек существует; его цель - самосохранение.
Средний диапазон - человек живет с удовольствием, но он бесплоден.
Верхний диапазон - человек живет созидая. Каждое состояние устойчиво, инертно и консервативно.
Это значит, что - находясь в своём диапазоне и ничего специально не предпринимая - человек остается в нём всю жизнь. Под действием обстоятельств человек может упасть с верхнего этажа вниз - но от этого не изменится его сущность.
Чтобы жителю нижнего диапазона перебраться выше - требуются сознательные, длительные, грамотные усилия - работа над собой (с её технологией мы вас познакомим). Разумеется, каждому состоянию нужно было дать имя.
Человек нижнего этажа живет страхом. Он боится себя, боится сделать ошибку (поэтому бездействует), боится людей, боится любой перемены обстоятельств. Но работу выполняет добросовестно и в срок (боится наказания). Платон называл такого человека говорящим орудием. Его свобода ограничена пространством его тела. Значит - это раб.
Человек среднего этажа живет удовольствием. Поискам удовольствий подчинена вся его жизнь. Он обладает замечательной способностью находить предметы, рождающие удовольствие, и если жизнь ставит его в обстоятельства, когда это невозможно вне - он получает удовольствие от себя - от своей души. Его свобода заканчивается там, где заканчивается удовольствие. Работает он лишь до тех пор, пока это приятно; значит – мало, не серьёзно, не глубоко, не до конца. Он ничего не отдаёт, он ничего не производит, его предназначение - потреблять созданное другими. Значит - это потребитель.
Человек верхнего этажа живёт действием. Без действия он не может, потому что его высокий энергопотенциал ищет выхода, ищет приложения себе - ищет цель. Критичность эту цель находит, а психомоторика организует это действие таким образом, чтобы трата энергопотенциала - работа - приносила удовольствие. Если он в хорошем состоянии - он не может не работать; едва закончив одно дело - он тут же берётся за другое. Не результат его привлекает! - только процесс, потому что он получает удовольствие именно от процесса работы. Результат его работы - нечто новое - чего он не знал. А поскольку это новое создавалось с удовольствием, в нём аккумулирована энергия автора. Энергия, которой смогут пользоваться теперь и другие люди. Назовём его - созидатель».
Акимов И., Клименко В., О природе таланта. «О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе», М., «Студенческий меридиан», 1994 г., с. 29 и 63-65.