Мифы, связанные с творческой деятельностью, теорией творчества и самими творческими личностями…
X
Мифы, связанные с творческой деятельностью, теорией творчества и самими творческими личностями…
X
«Чем отличается талантливое действие от бесталанного?
Талантливое действие производит душа; оно неосознаваемо; оно совершается свободно и даёт новый, неожиданный результат. Бесталанное действие производит разум (в книге авторы не приводят ни одного убедительного примера, подтверждающего этот тезис – Прим. И.Л. Викентьева); его главные инструменты - память и навыки; разум пользуется знаниями, добытыми до него, знаниями, превратившимися в шаблоны, а ведь шаблон мёртв, из него не добудешь нового, так же как из знания с помощью разума ничего нового не добудешь. Бесталанное действие имеет всего три варианта:
1) соединение одного известного кирпича с другим известным кирпичом,
2) деление кирпича на множество маленьких,
3) раздувание его - насколько хватит сил.
Но во всех вариантах кирпич так и останется кирпичом. Все элементы бесталанного действия всегда можно восстановить - лишь бы памяти не мешал склероз. Пусть вы восстановите порядок ходов не совсем так, как было на самом деле - это не имеет значения. Пусть вы где-то подшлифуете, приукрасите свою логику - не в этом суть. Важно, что
1) все элементы будут ясны,
2) все подогнаны один к одному плотно,
3) все будут ступеньками к предопределённому результату.
Талантливое действие реставрировать невозможно, потому что (хотя оно тоже состоит из элементов) в нём элементы не нанизаны на шампур логики, как в бесталанном действии, а в какой-то момент - именно в тот момент, когда родилось талантливое действие, - сливаются в целостный, нераздельный процесс.
Талантливое действие - это всегда результат жизни души. Когда ответ уже получен, задача решена, мы можем протянуть от условия к ответу логическую нить - и заполнить всё пространство нужными элементами. Объяснит ли это, как родилось талантливое действие? Нет. Потому что в первом случае зелёная лягушечка прыгала, полная жизни, во втором - она мертва. Потому что талантливое действие повторить невозможно. Если вы его все же повторите - это будет бесталанная работа по талантливо исполненному стандарту. Если же вы в своей попытке повторить будете действовать талантливо - у вас получится ещё одно талантливое действие, очевидно иное, чем образец.
При бесталанном действии именно одноканальность позволяет выстроить логику последовательных шагов. При талантливом - одноканальность позволяет материализовать жизнь души в живом процессе. При бесталанном действии вы в любой момент осознаёте каждый свой шаг, потому что этого требует логика, без этого вы не вытянете из памяти именно тот элемент, который вам в данный момент необходим. При этом ваше внимание неутомимо совершает маятниковое движение: к цели - к очередному шагу (задание) - к памяти (ответ на задание) - опять к цели - следующий шаг - в памяти подыскиваем подходящий элемент - ориентируемся на цель, чтобы не сбиться... При талантливом действии этот принцип губителен.
Как только вы создали живой процесс, как только он зажил своей собственной жизнью - ваша роль сводится к тому, чтобы не мешать. Ориентироваться на цель - и не мешать! И если вас потащит неожиданной дорогой - значит, это для вас наилучший путь. И если в какой-то момент прежняя цель исчезнет, уступив место новой, неожиданной, рождённой процессом, - значит, либо прежняя цель была ложной, либо мелковатой для вас.
Обратили внимание? - здесь не маятниковое раскачивание, а неуклонное движение вперёд. Здесь нет осознания очередного шага, нет осознанного обращения к памяти за недостающими элементами. Осознаётся только цель.
И вот представьте, что вы решили проанализировать жизнь процесса. Это возможно лишь двумя способами: либо остановить его (как при бесталанном действии), либо взглянуть на него со стороны. Но если сделать первое - процесс прекратится и лягушечка умрет; и если вы захотите запустить процесс снова - вам придется проделать снова всю подготовительную работу; но даже если он опять возникнет, опять наполнится жизнью - это будет уже другая жизнь и другой процесс. А второе - взглянуть на процесс со стороны - сделать просто невозможно. Ведь мы одноканальны! Взгляд со стороны создает новый канал, значит, прежний перестает функционировать, процесс умирает - и наблюдать нечего.
Там, где должны были пересечься новый канал (аналитический) и прежний (творческий) - не оказывается ничего. Пустота. Для анализа нужны конкретные факты, но их не разглядишь в чёрном ящике творческого процесса. Вот почему ни один талантливый человек не может объяснить, «как у него это получилось». (К сожалению, авторы не знают литературу по вопросу – Прим. И.Л. Викентьева). Если он дилетант - талантливое действие наполнит его положительными эмоциями и ему даже в голову не придёт разбираться в себе. Если же он профессионал - он осознанно будет отворачиваться от анализа, осознанно отключать разум, погружаясь в себя, давая свободу душе.
Творческое действие - это нормальное состояние работающей души. В ней всё происходит по законам природы. И если знать эти законы - можно воздействовать на душу так, чтобы у неё оставалась лишь одна степень свободы - творческое действие. Ну, а если этих законов не знаешь, то не удивительно, что любой творческий порыв воспринимается как чудо, авторство которого, естественно, так легко и лестно приписать Богу».
Акимов И., Клименко В., О природе таланта. «О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе», М., «Студенческий меридиан», 1994 г., с. 46-49.