Интуиция по Баруху Спинозе

Спиноза называл три рода познания: чувство, разум и интуицию. Приведу ряд фрагментов:

Часть II Теорема 40

«Схолия 2. Из всего вышесказанного становится ясно, что мы многое постигаем и образуем всеобщие понятия, во-первых, из отдельных вещей, искажённо, смутно и беспорядочно воспроизводимых перед нашим умом нашими чувствами; поэтому я обыкновенно называю такие понятия - познанием через беспорядочный опыт (cognitio ab experientia vaga).

Во-вторых, из знаков, например из того, что, слыша или читая известные слова, мы вспоминаем о вещах и образуем о них известные идеи, схожие с теми, посредством которых мы воображаем вещи. Оба эти способа рассмотрения вещей я буду называть впоследствии познанием первого рода, мнением или воображением (cognitio primi generis, opinio vel imaginatio).

В-третьих, наконец, из того, что мы имеем общие понятия и адекватные идеи о свойствах вещей Этот способ познания я буду называть рассудком и познанием второго рода (ratio et secundi generis cognitio).

Кроме этих двух родов познания существует, как я покажу впоследствии, ещё третий, который будем называть знанием интуитивным (scientia intuitiva). Этот род познания ведёт от адекватной идеи о формальной сущности каких-либо атрибутов бога к адекватному познанию сущности вещей» 

Бенедикт Спиноза, Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей, в которых трактуется, СПб, «Азбука», 2001 г., с. 138-139.

И далее в части V:

Теорема 25.

Высшее стремление души и высшая ее добродетель состоят в познании вещей по третьему роду познания. […]

Теорема 26.

Чем способнее душа к познанию вещей по третьему роду познания, тем более она желает познавать вещи по этому способу. […]  

Теорема 27.

Из этого третьего рода познания возникает высшее душевное удовлетворение, какое только может быть. […]

Теорема 28.

Стремление или желание познавать вещи по третьему способу не может возникать из первого рода познания, из второго же рода возникнуть может».

Бенедикт Спиноза, Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей, в которых трактуется, СПб, «Азбука», 2001 г., с. 334-335.

 

 Наши правила, включая обсуждение видео на YouTube