Новая, необычная идея «…доступна только гению, а также тому, кто, возвысив свою чистую познавательную способность, что вызывается обычно творениями гения, пребывает в состоянии, близком гениальности; поэтому идея сообщается не просто, а лишь обусловленно: воспринятая и повторенная в произведении искусства, идея действует на каждого только в соответствии с его интеллектуальным достоинством.
Поэтому именно самые прекрасные творения каждого искусства, благороднейшие создания гения навеки остаются для тупого большинства людей книгами за семью печатями; будучи отделены от них глубокой пропастью, они недоступны им, подобно тому как черни недоступно общество князей.
Правда, и самые пошлые люди, опираясь на авторитетные мнения, признают значение великих творений, чтобы не проявить своё ничтожество, но втайне они всегда готовы вынести им обвинительный приговор, как только им подадут надежду, что это можно сделать не срамясь; тогда, ликуя, вырывается их долго сдерживаемая ненависть ко всему великому и прекрасному, которое никогда не производило на них впечатления и этим унижало, а также к его творцам.
На этом основана необходимость скромности при любой заслуге, а также несоразмерно громкое прославление этой добродетели: её одну из всех сестёр каждый, кто осмеливается превозносить какого-либо замечательного человека, всегда присоединяет к своим похвалам, чтобы примирить с ним и укротить гнев тех, кто достоинствами не обладает. Да и что такое скромность, если не притворное смирение, при помощи, которого в нашем преисполненном презренной зависти мире делается попытка вымолить прощение за преимущества и заслуги у тех, кто их не имеет? Ведь тот, кто не приписывает себе заслуг просто потому, что у него их нет, не скромен, а только честен».
Артур Шопенгауэр, О четверояком корне... Мир как воля и представление, том 1. Критика кантовской философии, М., «Наука», 1993 г., с. 345.