Ненужное поклонение исключительным личностям по Н.А. Добролюбову

Н.А. Добролюбов пишет рецензию на изданную книгу, в которой есть фрагмент, посвященный творческим личностям:

«Известно, что вообще о правах личности существуют два противоположные взгляда, оба  ошибочные в своих крайностях.

Один, происходя от неуважения к личности вообще, от непонимания прав каждого человека, приводит к неумеренному, безрассудному поклонению нескольким исключительным личностям. Так, на первой степени развития невежественного народа, человек, поражённый необычайной  силой или ловкостью какого-нибудь дикого героя, забывает и свою личность и  личность своих ближних и, вместе со всеми, признаёт своё полное ничтожество  пред удивительным богатырём и его беспредельную власть над собою.

Так и в  обществе, ещё мало сведущем и образованном, замечается особенная наклонность  к преклонению перед всем, что хоть немножко выходит из ряда обыкновенных  явлений. Чуть явится неглупый человек, о нём кричат, что он гений; чуть  выйдет недурное стихотворение, немедленно провозглашают, что им могла бы  гордиться всякая литература; чуть обнаружит человек кое-какие знания, к нему  смело обращаются с просьбой о разрешении всяческих вопросов, даже  неразрешимых. И перед личностью, возбудившей общее благоговение, всё падает  во прах, всё говорит: «Бей меня, топчи, плюй на меня, - а я с радостью всё  от тебя снесу, потому что ты гений, потому что ты герой» - или что-нибудь  другое в этом роде. Такие порывы смешны, конечно, и даже возмущают душу,  потому что в них выражается неуважение каждой отдельной личности к самой  себе. Охота к восхвалению и преклонению пред так называемыми избранниками  судьбы, гениальными натурами - заслуживает, конечно, обличения и  противодействия.

Так и было в нашей литературе, когда после необдуманного  восхищения фантазиями Кукольника, Тимофеева, после благоговейного трепета  пред авторитетами Хераскова, Державина и пр. явилась строгая критика,  решившаяся основательно определить меру их достоинства. Начала, принятые  этой критикой, утвердились и доселе действуют при оценке литературных  произведений.

Но многие из образованных людей пустились теперь в другую крайность: в уничтожение вообще личностей. Важно общее течение дел, говорят они, важно развитие народа и человечества, а не развитие отдельных личностей. Если личность занималась какой-нибудь специальностью и сделала открытия, то об этих открытиях можно ещё говорить, потому что они  способствуют общему ходу развития человечества. Но личность сама по себе не  имеет никакого значения, и мы не должны обращать на неё внимания.

Такое рассуждение показывает, по нашему мнению, только неуменье обращаться с  общими философскими положениями, когда дело коснётся применения их к частным  случаям. Конечно, ход развития человечества не изменяется от личностей. В  истории прогресса целого человечества не имеют особенного значения не только  Станкевичи, но и Белинские, и не только Белинские, но и Байроны и Гёте: не  будь их - то, что сделано ими, сделали бы другие. Не потому известное  направление является в известную эпоху, что такой-то гений принёс его  откуда-то с другой планеты; а потому гений выражает известное направление,  что элементы его уже выработались в обществе и только выразились и  осуществились в одной личности более, чем в других.

Следовательно, в сфере отвлечённой мысли, можно сколько угодно уничтожать личности, имея дело только с идеями. Но не столь; справедливо будет в частных случаях, в  применениях к действительной жизни, говорить, что такая-то и такая-то  личность не заслуживает уважения, потому что через двадцать пять лет о ней  останется одно воспоминание, а через двести пятьдесят - и того не будет».

Добролюбов Н.А., Николай Владимирович Станкевич (Переписка его и биография, написанная П. В. Анненковым. М., 1858) / Собрание сочинений в 3-х томах, Том 1,   М., «Художественная литература», 1986 г., с.

 

Дальняя разведка по Г.С. Альтшуллеру